ВИЛЬНЮС, 25 ноя – Sputnik. Литве нужно привлекать США для решения ситуации с застрявшими литовскими грузовиками в Белоруссии, считает экс-глава Минобороны, депутат Сейма и лидер оппозиционной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" Лауринас Касчюнас.
Он признал сложности с возвращением литовских фур из соседней страны и предложил вынести эту проблему на уровень американо-белорусских переговоров.
"Я бы предложил перенести переговоры по сложившейся ситуации на уровень американо-белорусских переговоров… Единственный путь — использовать структурную мощь американцев. Трудно сказать, удастся ли это, но то, что сейчас происходит, по сути, является издевательством над Литвой…", - передают его слова литовские СМИ.
Он надеется, что привлечение США поможет "укрепить переговорные возможности" Литвы, которая также должна обозначить свои собственные "красные линии".
"Не будем сомневаться, что (президент Белоруссии Александр) Лукашенко захочет отмены санкций и транзита удобрений. Нет, здесь есть красные линии, но есть места, куда действительно можно надавить, коллеги с другой стороны Атлантики могут это сделать", - надеется парламентарий.
При этом Касчюнас призвал власти Литвы скоординировать свои действия с партнерами в случае, если они захотят принять решение об очередном закрытии границы с Белоруссией.
"Вопрос простой — пойдем ли мы (на это) одни, пойдем ли с латышами, с поляками или снова не будем координироваться с региональными партнерами", - указал он.
Ранее пресс-секретарь МИД Белоруссии Руслан Варанков сообщил, что Минск видит риск нового одностороннего закрытия границы со стороны Вильнюса и предлагает консультации на уровне внешнеполитических ведомств.
Однако глава МИД Литвы Кястутис Будрис заявил, что республика в принципе не рассматривает предложение Белоруссии о переговорах по ситуации на границе. По его словам, это было бы равносильно звонку президенту России Владимиру Путину с просьбой остановить конфликт на Украине.
В понедельник, 24 ноября, в белорусской Ассоциации интермодальных перевозок и логистики (АИПЛ) заявили, что литовские фуры, застрявшие в Белоруссии после закрытия Вильнюсом границы в одностороннем порядке, пошли из мест стоянок в Белоруссии в Литву через пункты пропуска "Каменный Лог" ("Мядининкай") и "Бенякони" ("Шальчининкай"". В АИПЛ отметили, что препятствий со стороны Белоруссии на перемещение литовских грузовиков нет.
Однако представитель Службы охраны госграницы Литвы Гедрюс Мишутис утверждает, что информации о грузовиках, которые находились в Белоруссии длительное время и вернулись, по пока не поступало. По его словам, границу пока пересекают только те машины, которые въехали после открытия пунктов пропуска.
Председатель оппозиционного Демократического союза "Во имя Литвы" Саулюс Сквернялис заявил, что переговоры Литвы с Белоруссией о пограничном урегулировании на политическом уровне являются неизбежными. По его мнению, из-за ситуации с застрявшими перевозчиками Литва "находится на стороне проигравших", а также "пребывает в растерянности".
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией до 30 ноября. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
Однако 20 ноября границу открыли.
В Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний понесли миллионные убытки, а около 4,5 тысячи грузовиков и полуприцепов застряли в Белоруссии.
В то же время в МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс подобными действиями показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его (решения) негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.