ВИЛЬНЮС, 12 ноя – Sputnik. Требования литовских перевозчиков открыть границе с Белоруссией "несправедливы" и объясняются "преувеличенным эмоциональным фоном", считает премьер-министр Литвы Инга Ругинене.
Ранее в Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava предупредили, что перевозчики рассмотрят вариант выхода на акции протеста как в Литве, так и в Брюсселе, если власти балтийской республики не предпримут реальных действий по открытию границы с Белоруссией.
Она считает, что перевозчики, зная о "напряженных отношениях" балтийской республики с РФ и Белоруссией, могли бы оценить риски и подготовиться к таким событиям, как закрытие границы.
"Если у нашего бизнеса есть деловые отношения с Белоруссией или со странами, симпатизирующими Белоруссии и РФ, ему, вероятно, следует оценить риски. Границы не были закрыты внезапно. Мы уже две недели повторяем: если гибридная атака не прекратится, мы закроем их на более длительный срок. Именно здесь можно было действительно подготовиться к этой ситуации", - передают ее слова литовские СМИ.
Глава литовского правительства предупредила, что если между Литвой и Белоруссией, а также Россией возникнет "чувствительная ситуация", то Вильнюс примет все меры "для обеспечения безопасности" граждан.
"Мы ничего не скрываем, говорили об этом открыто, и поэтому преувеличенный эмоциональный фон перевозчиков несколько несправедлив, ведь мы говорили об этом и заявляли, что к этому нужно готовиться", - утверждает Ругинене.
По ее словам, Литва готова открыть границу для возврата литовских грузовиков, однако со стороны Минска "наблюдается отсутствие инициативы в этом вопросе".
"Белоруссия не проявляет никакой доброй воли в этом вопросе, и это говорит о том, что ситуация довольно напряженная. Мы этим занимаемся, но вы видите, что риторика со стороны Белоруссии меняется из-за переговорной группы и других факторов… В Литву также приходят позитивные сигналы, но работы еще предстоит много", — заявила она.
Ранее президиум Linava сообщил, что решение Вильнюса закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией должно было рассматриваться в качестве "временной меры безопасности", однако на деле эта ситуация обернулась для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний несут миллионные убытки, а около 4,5 тысячи грузовиков и полуприцепов застряли в Белоруссии.
В этих условиях в Linava призвали власти "взять на себя ответственность" за происходящее и "немедленно предпринять реальные, а не декларативные действия".
При этом белорусские таможенники сообщили, что до возобновления литовской стороной "нормального движения" через пункты пропуска "Мядининкай" и "Шальничинкай" перемещение грузовиков с литовскими номерами через границу осуществляться не будет. Так, застрявшие в стране фуры будут находиться на спецстоянках на территории Белоруссии.
При этом президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск давно готов к открытию границы с Литвой. Он также напомнил, что именно Вильнюс решил закрыть границу и в этой ситуации "мяч на ее стороне". При этом белорусский лидер предупредил, что литовские фуры могут быть конфискованы, если "ситуация не изменится". Кроме того, он поручил МИД организовать переговоры с Литвой о возобновлении работы пунктов пропуска на границе.
Вице-президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы (Linava) Олег Тарасов признал, что убытки грузоперевозчиков Литвы из-за закрытия Вильнюсом пропуска автотранспорта через белорусско-литовскую границу могут составить до миллиарда евро. По его словам, ситуация близка к катастрофе, если граница не будет открыта, литовских перевозчиков вытеснят с рынка.
Скандал из-за метеозондов с контрабандой
Литва до конца ноября полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работает с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ на это белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы, а позже ужесточили правила для зарегистрированных в Литве грузовиков. В итоге на границе двух стран застряли тысячи фур.
В МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его [решения] негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.