Без еды и туалета: перевозчики застряли на границе Литвы с Белоруссией

Часть грузовиков оказалась на территории между пунктами пропуска, поскольку белорусы их оформили и выпустили, а Литва не впускает из-за закрытой границы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 31 окт — Sputnik. После того, как правительство Литвы приняло решение закрыть автомобильные пункты пропуска на границе с Белоруссией, в соседней республике застряли около полутора тысяч грузовиков, заявил вице-президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы (Linava) Олег Тарасов.
По его словам, водители большегрузов, застрявшие в зоне таможенного контроля, не знают, как действовать с конца прошлой недели.
"На сегодняшний день в районе полутора тысяч автомобилей застряли на той стороне. Это и литовские перевозчики, и перевозчики из стран Средней Азии — узбеки, казахи, киргизы, таджики. Они стоят там, и мы не знаем, что с ними делать", — заявил Тарасов в интервью литовским СМИ.
Он обратил внимание на то, что все эти машины встали в электронную очередь на пересечение границы Белоруссии еще "задолго до всех слухов про закрытие границ и метеозонды".
"На сегодняшний день те, кто должны были проходить сегодня, уже простояли в очереди 25 дней", — подчеркнул Тарасов.
Альтернативы нет: в Литве назвали неизбежным закрытие границы с Белоруссией
По его словам, некоторые фуры застряли прямо на территории погранперехода.
"Белорусы их оформили, выпустили, а Литва закрыла границу. И эти машины на территории между пунктами простояли с субботы до сегодняшнего дня — без туалета, без душа, без магазина, без продуктов. Люди в нечеловеческих условиях, потому что ни литовцы не пускают, ни белорусы", — заявил Тарасов.
Тарасов отметил, что водители соответствуют условиям исключения из ограничений на пограничном переходе "Мядининкай", но их по-прежнему не пускают обратно в Литву.
"Грузовики с грузами не пускают, гражданам разрешено ехать, но грузовикам – нет", — сообщил Тарасовас.
По его словам, водители являются либо гражданами Литвы, либо гражданами других стран, имеющими временный вид на жительство в Литве, поэтому соответствуют условиям для проезда.

Перевозчики терпят убытки

Комментируя предложение правительства Литвы воспользоваться перевозчикам другими пунктами пропуска — через Польшу или Латвию — Тарасов отметил, что это означает огромные дополнительные расходы.
"Мы отстояли 20–25 дней, а теперь нам предлагают опять заплатить в белорусский бюджет — за перецеп, пломбы и кучу других платежей. И снова стоять 10–15 дней на других переходах. В чем суть этого предложения? Мы на кого работаем? На Белоруссию? Белорусский бюджет получит в два-три раза больше, а наш — только убытки", — подчеркнул Тарасов.
Белоруссия получила от Литвы уведомления о порядке работы пунктов пропуска
Ассоциация перевозчиков направила письмо в правительство с просьбой разрешить хотя бы вернуть машины, застрявшие на белорусской стороне.
"Мы понимаем, что политикам виднее, что полезно для страны. Мы не обсуждаем закрытие границ, мы просим только разрешить вернуть наши машины", — заявил Тарасов.
Кроме того, перевозчики опасаются, что Белоруссия может в ответ ограничить движение литовских фур.
"Мы боимся, что прилетит "ответка", как это было с поляками. Тогда [президент Белоруссии Александр] Лукашенко сказал: "Мы вас не держим, вы не впускаете свои машины — пусть стоят". В итоге они простояли по десять дней, пока поляки не открыли границу", — заявил вице-президент Linava.
Литва убедила Польшу отложить открытие КПП на границе с Белоруссией
Он предостерег, что если Польша расширит свои переходы с Белоруссией, то страны Балтии могут потерять значительную часть логистического бизнеса.
"Если вы посмотрите на карту, страны Балтии — это аппендикс Европы. И когда поляки откроют три перехода, смысла ехать в страны Балтии не останется", — заявил Тарасов.
По его словам, в таком случае "балтийскому логистическому сектору придет крах", поскольку "мы все вынуждены будем перестроиться под рынок и ездить через Польшу".

Скандал из-за метеозондов в Литве

В последнее время в Литве жалуются на "массовые" прилеты метеозондов с контрабандой со стороны Белоруссии. Вильнюс уже несколько раз приостанавливал полеты в Вильнюсском аэропорту и перекрывал два оставшихся автомобильных пункта пропуска на границе с Белоруссией — "Мядининкай" ("Каменный Лог") и "Шальчининкай" ("Бенякони").
На этой неделе правительство республики решило закрыть эти два КПП на месяц, до 30 ноября, с возможностью продления. "Мядининкай" продолжит работать частично, с некоторыми исключениями.
Ранее замначальника управления предварительного расследования и правового обеспечения оперативной деятельности Госпогранкомитета Николай Борейко сообщил, что органы пограничных служб Белоруссии принимают все возможные меры по выявлению случаев пересечения белорусско-литовской границы метеозондами.
Как отметил замначальника, ситуация с метеозондами искусственно нагнетается Литвой, "особенно в вопросах нежелания конструктивно взаимодействовать с Белоруссией".
Белорусский перевозчик отменил ряд рейсов из-за закрытия Литвой границы
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.