Накануне первого тура выборов автор колонки сделал свой прогноз и…
попал в десятку. Он указал все шесть партий, которые пройдут в новый Сейм. Угадал последовательность партий-призеров и процент, который они наберут при голосовании во многомандатных округах. Свои предположения автор основывал на законах протестного электората, которые четко срабатывают в Литве на протяжении новейшей истории независимости государства.
В том же 2004 году фактически из ниоткуда выскочил и вмешался в избирательную компанию предприниматель русского происхождения Виктор Успасских с созданной им Партией труда. В первом же туре ее представители набрали более 30 процентов голосов и заняли первое место. Но после второго тура опустились на второе место и были вынуждены довольствоваться лишь участием в правящей коалиции, которую возглавили тогда социал-демократы.
А в 2008 году второе место в первом туре, вслед за уже победившими консерваторами, заняла партия шоуменов (Партия национального возрождения) во главе с телеведущим Арунасом Валинскасом. Уже на следующих выборах они ушли с политической сцены.
На их место в политическую элиту в 2012 году ворвалась судья Неринга Венцкене с созданной ей партией имени своего брата Драсюса Кедиса. Он стал известен после того, как застрелил судью, подозреваемого в растлении маленькой дочери Кедиса. Затем сам мужчина погиб при невыясненных обстоятельствах, а в Литве заговорили о целой сети педофилов в высоких политических кругах. Уже на следующих выборах среди победителей партии "Путь мужества" не было, а на ее лидера — Венцкене, у которой до этого силой отобрали племянницу, — было заведено уголовное дело. Она вынуждена была скрываться в США. Мандата депутата Сейма ее лишили путем импичмента.
А вот почти весь протестный электорат выборов-2024 собирает зарегистрированная лишь в этом году партия "Заря Нямунаса". Ее создал опальный экс-депутат Ремигиюс Жемайтайтис, которого обвиняют в антисемитизме. Однако этот факт никак не смутил избирателей, которые отдали новичкам почти 15 процентов голосов (14 мандатов) в первом же туре, а еще 15 кандидатов в депутаты этой партии вышли во второй тур голосования в одномандатных округах.
Автор снова берется предположить, что после второго тура у ЗН окажется около 20 депутатских мандатов. И с ними придется считаться при формировании правящей коалиции. Однако пока что и лидеры гонки — социал-демократы, и другие партии заявили, что ни при каких обстоятельствах не пойдут на союз с Жемайтайтисом. Но, как говорится, цыплят по осени считают, а расклад политических сил — после второго тура выборов.
По мнению парламентария, либерала Андрюса Багдонаса, в целом успех "Зари" объясняется тем, что она собрала протестные голоса.
Сам же Жемайтайтис не скрывал радости после первого тура.
"Конечно, мы превзошли (ожидания). Во всяком случае, я думаю, что мы совершили чудо, невероятное для многих из тех, кто формирует мнение, инфлюэнсеров, кто говорил, что это что-то ужасное, Жемайтайтис — это ужас Литвы. <…> 15 процентов — это прекрасный результат, один из самых фантастических результатов в моей политической карьере", — сказал лидер партии на пресс-конференции в понедельник.
О том, что с ЗН придется сосчитаться при формировании будущей правящей власти, косвенно признал и президент Литвы Гитанас Науседа.
А пока что после первого тура расклад такой.
Ждем результатов второго тура 27 октября. Ведь только после этого можно будет делать прогнозы по формированию правящей коалиции и нового правительства Литвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.