Политическая карьера Альгирдаса Палецкиса развивалась стремительно. Внук первого председателя Президиума Верховного Совета Литовской ССР (1940-1967) Юстаса Игнатаса Палецкиса и сын депутата восстановленного Сейма и подписанта Акта независимости 1990 года, карьерного дипломата, экс-депутата Европарламента (2004-2014) Юстаса Винцаса Палецкиса, сам он в 33 года стал депутатом Сейма. А до этого, в возрасте 23 лет, уже работал в Министерстве иностранных дел, в 30 лет получил пост руководителя отдела Западной Европы во внешнеполитическом ведомстве Литвы. В 2003 году Альгирдас Палецкис возглавил Вильнюсское отделение Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) и занял должность вице-мэра столицы.
И так бы он продвигался по карьерной лестнице и, скорее всего, дошел до самых вершин литовской власти, если бы в одном из телеинтервью не решился сказать фразу, после которой его политическая карьера понеслась в пропасть. Комментируя события 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, Альгирдас озвучил категорически запрещенную литовскими властями версию о том, что в тот день с крыш близлежащих домов "свои стреляли в своих". Тогда, в 1991-м, нужно было, чтобы пролилась кровь "сакральных жертв", которая и взорвала общественность и в конечном итоге привела Литву к выходу из СССР.
Своим желанием рассказать правду Палецкис подписал приговор своей дальнейшей политической карьере. Против него возбудили первое в новейшей истории Литвы по уголовной статье об "оправдании советской оккупации". Просидев полтора года в СИЗО, пока разбиралось его дело, Палецкис не успокоился и после выхода из застенков создал свою партию "Социалистический народный фронт".
Но в 2018 году Альгирдас Палецкис вновь был арестован. Ему инкриминировали "шпионаж в пользу России" за то, что он как журналист собирал и систематизировал информацию из открытых источников. Его приговорили к сроку в восемь лет заключения, который в прошлом году Верховный суд Литвы сократил на полтора года.
Но и тут политик не позволил системе сломить его. Находясь в СИЗО, он со своими соратниками зарегистрировал "Международный форум добрососедства".
Ну а теперь – новое дело против узника совести. Альгирдаса обвиняют в "клевете на партизан", которые во время войны и в послевоенные годы занимались террором литовского населения, и нынешнего министра обороны Лауринаса Касчюнаса якобы "оклеветал". По совокупности этих дел прокурор требует "накинуть" Палецкису еще пару лет заключения.
"Уже отбытый срок учитывается. [Исполняемое] наказание продлилось бы на один год. <…> Смягчающих обстоятельств у обвиняемого нет. Ответственность усугубляется тем, что он совершил преступные деяния как рецидивист", — заявил после заседания суда в понедельник прокурор Томас Стеленис.
В свою очередь, Палецкис себя виновным не признает, а защищаясь в суде, заявил, что Национал-демократическая партия Литвы, к которой ранее принадлежал нынешний министр обороны, в открытых источниках информации называется неонацистской.
"Я не называл Касчюнаса нацистом. Я говорил о его партии. <…> Я прихожу к выводу, что я человек, невыгодный некоторым", — сказал Палецкис.
Его адвокат подчеркнул, что в деле нет доказательств, которые позволили бы осудить Альгирдаса только за "рассуждения и размышления".
Параллельно с новым делом Палецкиса проходит судебное разбирательство с его соратниками по ликвидированному Министерством юстиции "Форуму добрососедства" Эрикой Швенченене и Казимерасом Юрайтисом. Их обвиняют в "возможной помощи другому государству в действиях против Литвы, а также в публичном одобрении международных и советских преступлений, их отрицании или грубом принижении". Вместе с ними по делу проходит бывший лидер движения "Единство", 76-летний гражданин России Валерий Иванов, проживающий в Литве.
Но в реальности главная их вина в том, что они призывают к добрососедским отношениям с Россией и Белоруссией.
А что же литовские националисты?
Но зато националистов власти Литвы не только не пытаются посадить в тюрьму, а негласно даже поддерживают.
Например, на неоднократные призывы "расстреливать русскоязычных", прозвучавшие из уст журналиста-националиста Альгиса Раманаускаса, прокуратура смотрит сквозь пальцы. Лишь после вала заявлений, поданных в прокуратуру ведущими литовскими политиками из оппозиционных партий, дело шоумена "приняли к производству". Однако далеко не факт, что разбирательство дойдет до суда. Ведь ранее, в 2016 году, он не понес никакого наказания, когда публично рассуждал о том, как было бы хорошо, если бы во время концерта Филиппа Киркорова в Вильнюсе в зале взорвалась бомба.
"Специальная замедленная бомба, которая была хитро запрятана. Бомба должна взорваться через несколько минут после первой, когда соберутся спасатели, медики и родственники погибших. И вот тогда Литва свободно вздохнет и начнет новый, светлый этап", – делился "мечтами" Раманакускас.
Его размышления тогда "поддержали" тысячами лайков. А вот официальные власти Литвы, в том числе правоохранительные органы, никак не отреагировали на прямой призыв к массовым убийствам и терроризму, попадающий под статью Уголовного кодекса Литвы. Тогда же публицист Юрайтис, которого нынче судят за призывы к миру и сотрудничеству с Россией и Белоруссией, обратился в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против Раманаускаса и политической партии "Союз отечества – христианские демократы Литвы" (консерваторы), членом которой до недавнего времени являлся Раманаускас и является… министр обороны Лауринас Касчюнас. Специально натренированные литовские прокуроры в словах Раманаускас признаков преступления, разумеется, "не обнаружили".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.