ВИЛЬНЮС, 21 мар – Sputnik. Строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica не имеет стратегического значения для Латвии, заявил депутат Сейма балтийской республики Александр Кирштейнс.
"Нам нужно перестать блефовать, будто эти поезда имеют какую–то стратегическую необходимость. После того как Швеция и Финляндия вступят в НАТО и через наши морские границы, скажем, в Курземе, все это снабжение и тыл, и эвакуация, и доставка техники все равно будут происходить морским путем. Этот поезд не имеет стратегического значения", - передает его слова издание Baltijas Balss.
Он привел в пример состояние железнодорожной инфраструктуры через реку Салацу на севере страны, через которую проходит всего один мост. По его словам, строительство другого моста в рамках Rail Baltica никак не изменит ситуации, поскольку "достаточно подорвать ему одну опору, и все его стратегическое значение для поездов пропадет".
"Необходимо осознать и сказать честно, что этот проект бесполезен, его вообще не существует, нет финансирования, нет денег. Даже если там сделают хорошую модель финансирования, заменят всех господ бришкенсов (Министр транспорта Латвии Каспар Бришкенс. — Sputnik) на других бришкенсов, ровным счетом ничего не изменится", - указал парламентарий.
Депутат Сейма Линда Лиепиня также обратила внимание на то, что проект Rail Baltica не имеет определенной сметной стоимости.
"Тогда были пять миллиардов, потом восемь, десять, сейчас какие–то 15 миллиардов… Откуда деньги и кому?", - спрашивает она.
Парламентарий Андрис Кулбергс вообще не понимает, что строит балтийская республика. По его словам, железная дорога через Ригу и аэропорт так и не будет построена к 2030 году. Кроме того, Европа также не будет ее финансировать.
"И что мы строим? Так что же мы заказали построить и что уже финансируем, если еще не договорились, что будет построено и куда пойдет трасса?", - интересуется он.
При этом председатель Комиссии Сейма по запросам Раймондс Чударс попытался убедить депутатов в том, что реализация железнодорожного проекта "идет по плану". По его словам, в Министерстве сообщения пытаются усовершенствовать модель управления Rail Baltica путем возобновления работы межведомственной рабочей группы, а также наращиванием потенциала самого ведомства.
"В Министерстве сообщения также подтвердили, что сейчас ведутся работы по созданию необходимого финансирования проекта в 2025 году, а также проработке будущей модели финансирования на долгосрочную перспективу…", - указал он.
Чударс отметил, что в настоящее время Минсообщения пытается уточнить масштабы Rail Baltica, чтобы его можно было "финансово и практически реализовать".
Ранее депутат Сейма Айнар Шлесерс заявил, что Латвии нужно выйти из железнодорожного проекта Rail Baltica, поскольку его реализация может привести страну к банкротству. По его словам, все происходящее со строительством железнодорожной магистрали является "абсурдным".
Он призвал "уведомить" Европу об отказе от этого инфраструктурного проекта и заявить, что страна "не будет реализовывать этот проект в прежнем виде".
Ранее министр сообщения Латвии Каспар Бришкенс заявил, что строящаяся европейская железнодорожная магистраль Rail Baltica не пройдет через Ригу. Заявление политика разозлило жителей Латвии. Некоторые из них уже стали интересоваться судьбой денег, потраченных на постройку Rail Balticа в столице республики.
В республике также признают, что стоимость реализации проекта может дойти до восьми миллиардов евро. Кроме того, сейчас идет поиск подрядчиков для строительства латвийского участка железнодорожной магистрали Rail Baltica. Его строительство предусматривает рекордные расходы в 3,7 миллиарда евро. Примечательно, что источники такого финансирования до сих пор неясны.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Примерные сроки открытия магистрали постоянно смещаются на все более поздние. По оценкам специалистов, инфраструктурный проект может быть реализован к 2030-му.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.