ВИЛЬНЮС, 14 ноя – Sputnik. Литва полностью не исполняет никакие взятые на себя обязательства, считает заместитель министра иностранных дел Белоруссии Игорь Назарук.
По его словам, балтийская республика нарушает как заключенные двусторонние, так и международные соглашения. Он привел в пример ряд международных документов, которые обязывают обеспечить доступ к портам стране, у которой нет выхода к морю.
"Давайте не будем забывать и о том, что в Литве наша собственность (доли в терминалах порта Клайпеды. — Sputnik). Мы вложили туда средства, и нам не дают пользоваться нашей собственностью. Мы должны зеркалить?" — приводит его слова Sputnik Беларусь.
Назарук также заявил, что проблемы с Литвой продолжаются около двух лет, и Минск внимательно следит за действиями Вильнюса. Белоруссия задействует соответствующие правовые механизмы, в том числе обращается в международные инстанции.
"Мне напоминают эти ситуации, условно говоря, дворовую шпану, которая, заручившись поддержкой старших хулиганов, начинает показывать, какая она, не то чтобы храбрая, а какая она активная. Правда, одного щелбана хватит, чтобы остудить весь пыл", — заявил замминистра.
По его словам, Белоруссия собирается решать вопросы "спокойно", а также надеется, что "более авторитетные страны" смогут убедить Литву изменить свою политику по отношению к транзиту калия и других грузов.
Отношения Белоруссии со странами Запада резко ухудшились после президентских выборов 2020 года. Западные страны поэтапно вводили санкции против белорусских официальных лиц и предприятий, отраслей, включая калийную и нефтепереработку.
При этом транзит белорусских удобрений в порт Клайпеды так и не прекратился, что вызвало скандал в балтийской республике. По словам президента Литвы Гитанаса Науседы, ситуация вокруг "Беларуськалия" нанесла "большой вред репутации" государства. После этого литовское правительство заявило, что расторгает контракт на перевозку белорусского калия с 1 февраля 2022 года.
По словам главы демократического союза "Во имя Литвы" и бывшего премьер-министра страны Саулюса Сквернялиса, ущерб экономики балтийской республики от расторжения договора "Литовских железных дорог" с "Беларуськалием" мог составить от одного до нескольких миллиардов евро. Он отметил, что эти убытки возникли из-за расторжения договора, неполучения доходов и железными дорогами, и Клайпедским портом, потери доходов терминалом сыпучих грузов, увольнения работников, а также неисполнения договоров с третьими странами, куда этот груз должен был попасть.
Новый этап расширения западных санкций против Белоруссии произошел из-за поддержки Минском российской спецоперации на Украине. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните и президент Гитанас Науседа активно выступают за отказ от перевозки любых белорусских грузов по железной дороге страны.
В настоящее время Минск перестраивает логистику в торговле из-за санкций Запада и событий на Украине, в частности наращивая объемы перевалки грузов в российских морских портах.
При этом на фоне политического конфликта с Белоруссией, антироссийских санкций и закрытия восточных рынков транспортный сектор балтийской республики столкнулся с серьезными сложностями. В прошлом году грузоперевозки "Литовских железных дорог" упали почти на 40 процентов из-за санкций против РФ и Белоруссии.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.