ВИЛЬНЮС, 2 окт – Sputnik. Авиационные силы пограничников Литвы пополнятся тремя новыми вертолетами, сообщает Служба охраны госграницы (VSAT).
Контракт на закупку трех новых вертолетов VSAT подписала после международных закупок, проведенных в ходе необъявленных переговоров.
"Непредсказуемое соседство России и Белоруссии — проблемы, связанные с контролем калининградского транзита, и угрозы, исходящие от Островецкой АЭС, — обязывают наших пограничников быть в особой готовности. Поэтому мы уделяем особое внимание и очень большие средства обеспечению VSAT самым современным оборудованием и вооружением", — заявила министр внутренних дел Агне Билотайте.
По ее словам, деньги на важные покупки выделяются не только из госбюджета, но и из средств европейского финансирования. После обращения МВД в Еврокомиссию только на усиление контроля транзита в Калининград было выделено 24 миллиона евро из европейских фондов, отметила Билотайте. Часть этих денег будет использована для покупки вертолетов, добавила она.
В VSAT отметили, что для того, чтобы обеспечить круглосуточное реагирование в случае аварии на Белорусской АЭС, необходимо иметь как минимум два новых, технически исправных однотипных вертолета, специально приспособленных для воздушной радиационной разведки. Имеющиеся в настоящее время у VSAT модели вертолетов, как подчеркнули в ведомстве, не вполне пригодны для использования в радиационной разведке больших территорий с воздуха, мониторинге и прогнозировании обстановки, разведке территорий.
Планируется, что оба вертолета H145 будут использоваться и для выполнения других функций: для разведки затопленных территорий, эвакуации людей во время наводнений, транспортировки донорских органов, контроля государственной границы, поиска и спасения пропавших людей, поиска нелегальных мигрантов, оперативной передислокации сил специального назначения, а также для выполнения задач организации ATLAS, объединяющей антитеррористические подразделения стран ЕС, для разведки очагов пожаров и их тушения, сопровождения поездов специальной транзитной схемы и участия в международных операциях, организованных Frontex.
Цена этих двух вертолетов составит 46 миллионов евро из средств государственного бюджета.
Третий вертолет обойдется в 11 миллионов евро и будет приобретен на средства ЕС. Он будет использован для мониторинга российских поездов, проходящих через Литву в Калининградскую область и из нее.
Ожидается, что первые два вертолета будут поставлены VSAT в 2024 году, а третий — в 2025-м.
В настоящее время VSAT имеет пять вертолетов: два Eurocopter 120B Colibri (приобретены в 2002 и 2003 годах), два Eurocopter 135 и один Eurocopter 145 (приобретены в 2006 году).
Строительство БелАЭС
Белорусская АЭС — крупнейший российско-белорусский экономический проект. Станция с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 мегаватт расположена в Островце (Гродненская область). Минэнерго Белоруссии 10 июня 2021 года сообщило, что приемочная комиссия подписала акт приемки в эксплуатацию пускового комплекса первого блока БелАЭС. Ввод второго блока в промышленную эксплуатацию запланирован на 2023 год.
Вильнюс с самого начала строительства БелАЭС выступал против проекта. По утверждению властей, площадка для электростанции, всего в 50 километрах от литовской столицы, выбрана "необоснованно" и станция представляет "угрозу национальной безопасности" Литвы. В то же время объект прошел необходимые и дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов. Многие эксперты подтвердили, что электростанция безопасна.
В начале июля Белоруссия ввела второй энергоблок Белорусской АЭС на 100 процентов мощности для проведения динамических испытаний.
Блокировка калининградского транзита
Проблемы с транзитом в Калининград возникли прошлым летом, когда Вильнюс запретил перевозку подсанкционных грузов через свою территорию, нарушив постановление ЕС. Эти ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
Позднее Евросоюз представил разъяснения, которые запрещали автотранспортный транзит в регион, однако разрешали перевозки по железной дороге при обеспечении должного контроля. Кроме того, были введены специальные квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных товаров. Так, перевозимый объем этих грузов за год не должен превышать среднего объема за последние три года.
Для организации беспрепятственных перевозок грузов российская сторона использует морской путь через Балтику.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что блокировка калининградского транзита является надругательствами над правилами ВТО и в целом над международными договоренностями. По его словам, при вступлении стран Балтии в ЕС они давали юридические гарантии для обеспечения перевозки грузов в российский анклав и отмечали, что ему не будет чиниться никаких препятствий.
Он также считает, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое от снижения объемов транзитного товаропотока в регион, а в санкциях со стороны Вильнюса не всегда прослеживается "хоть какая-то логика".
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.