В Литве грезят реформировать Вооруженные силы и создать полноценную дивизию. А в составе такого воинского соединения обязательно по штату должно быть подразделение (полк или бригада) тяжелой бронетехники. Увы для армии Литвы - сегодня у нее нет ни одного танка, а значит, этот пробел нужно срочно восполнить.
Современные танки – товар очень дорогой. Но для обороноспособности государства ничего не жалко. Поэтому на совещании высшего руководства в президентском дворце в понедельник решили не мелочиться.
"Члены Госсовета по обороне обратились к армии и Министерству обороны с просьбой дополнительно представить политическую, экономическую, производственную и финансовую альтернативную оценку. Мы понимаем, что есть не только эксплуатационные требования, но и множество других элементов, принимая во внимание тот факт, что это будет одно из крупнейших <...> приобретений Литвы. Речь идет о двух миллиардах евро", — сказал после госсовета советник президента Кястутис Будрис.
Два миллиарда евро – сумма для бюджета маленькой Литвы более чем существенная. Вот и сам министр обороны Арвидас Анушаускас, видимо, на радостях ошалел от суммы, которая вот-вот окажется в его руках. Он решил похвастаться перед народом некоторыми подробностями планирующейся сделки. На своей страничке в соцсети Facebook*, министр написал, что при выборе танков оценивались предложения от производителей Leopard, американских Abrams и корейских Black Panther. Выбор остановили на немецких Леопардах.
Напомним, что литовские политики активно добиваются исполнения Берлином обещания, данного канцлером Олафом Шольцем, – разместить в Литве бригаду бундесвера численностью до четырех тысяч военных. Видимо, этот факт и стал определяющим в выборе страны-производителя танков.
А еще Анушаускас рассказал, что "основными критериями оценки при принятии решения были цена и эксплуатационные расходы, условия эксплуатации, мобильность, защита, адаптивность, защищенность, огневая мощь и возможность подключения". Министр добавил, что анализ и оценка предложений, представленных производителями, заняли около шести месяцев, а поставки будут идти в течение четырех-шести лет. По оценкам Министерства обороны, это может обойтись бюджету в среднем около 200 миллионов евро ежегодно до 2030 года.
Как оказалось, своим постом и комментариями министр обороны совершил чуть ли не государственное преступление – разгласил секретную информацию.
"Мы уже говорим о том, что было опубликовано вчера и не совсем корректно. В Госовете по обороне мы договорились, что придерживаемся установки, что вещи, которые имеют ограниченное применение, должны иметь ограниченное применение, а не публиковаться сразу же в Facebook* после их появления. <…> Я понимаю, что кому-то может показаться очень важным поделиться самой свежей информацией в Facebook*, но это, конечно, не должно быть основной функцией министра или любого другого государственного должностного лица. <…> И здесь я говорю и о наших друзьях, и о наших партнерах и особенно о наших недругах, которые слушают эту информацию, навострив уши и делают свои выводы ", - строго отчитал главу Минобороны перед журналистами президент Гитанас Науседа.
Если дело примет серьезный оборот, то обвинения президента в адрес главы оборонного ведомства чуть ли не в государственной измене могут повлечь для Анушаускаса не только потерю поста, но и уголовное преследование.
"В системе обороны не использовалась и не используется никакая информация, имеющая грифы секретности. Ни та информация, которую я опубликовал, ни информация Министерства обороны, ни литовской армии. <…> Мало кто знает, но необоснованное наложение грифов секретности также запрещено законом. Если бы этот принцип не соблюдался, то, видимо, вы бы не узнали ни о приходе союзников, ни об учениях, ни о полученной армией технике, ни о планируемых приобретениях на деньги всех налогоплательщиков", — парировал министр обороны традиционно через соцсеть Facebook*.
Получается, президент безосновательно придирается к министру обороны? Но зачем и почему?
Есть вполне очевидный ответ – для злых языков, конечно. До новых президентских выборов осталось менее года. Рейтинг Гитанаса Науседы - более 60 процентов, и конкуренцию ему из политиков в нынешней правящей коалиции консерваторов-либералов может составить только Анушаускас. Поэтому и пикировку между президентом и министром нужно рассматривать не иначе как один из эпизодов начавшейся предвыборной компании.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram, Threads) запрещена в России как экстремистская.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.