ВИЛЬНЮС, 4 янв – Sputnik. В Литве за первое полугодие этого года финансовые мошенники выманили у жителей страны более шести миллионов евро, свидетельствуют данные Центра компетенций по предотвращению отмывания денег (PPPKC).
"Хотя мошенники по-прежнему выманивают у граждан Литвы значительные суммы денег, на фоне тревожной статистики есть и чему порадоваться. В первом полугодии были остановлены подозрительные платежи на сумму более 1,5 миллиона евро, а потерпевшим возвращено более миллиона евро", — говорится в последнем отчете центра.
По мнению экспертов по финансовым преступлениям, сотрудничество между государственным и частным секторами, а также развитие знаний и компетенций являются основными инструментами в борьбе с финансовыми преступниками.
"В нашем центре есть группа тактического взаимодействия, которая объединяет полицию, Службу расследования финансовых преступлений (FNTT), Службу специальных расследований (STT), финансовые учреждения и других участников. Вместе мы не только собираем статистику финансовых преступлений, но и после их оценки вносим предложения по изменению законов, повышаем устойчивость литовского финансового рынка к мошенничеству через образование. Мы полны решимости укреплять сотрудничество между всеми участниками финансового рынка, чтобы вместе бороться с мошенниками", — заявил руководитель PPPKC Эймантас Витувис.
По данным организации, всего за первое полугодие было зафиксировано почти четыре тысячи случаев мошенничества.
Президент Ассоциации банков Литвы (LBA) Эйвиле Чипкуте отметила, что борьба с происходящими финансовыми махинациями и их превенция является постоянной заботой банков и учреждений финансового сектора, работающих в Литве.
"Приятно наблюдать наметившуюся уже некоторое время тенденцию, что суммы приостановленных подозрительных платежей и суммы возвращенных клиентам утерянных средств продолжают увеличиваться. С другой стороны, цифры, отражающие масштабы и разнообразие мошенничества, являются важным показателем не только для специалистов по превенции, но и для каждого из нас: мы должны постоянно быть бдительными при использовании электронных устройств и каналов связи, не упускать возможности напоминать нашим родным и близким о правилах осторожности", — напомнила Чипкуте.
Отмечается, что около половины всех инцидентов и треть всех потерь связаны с категорией "фишинга", когда жителям рассылаются поддельные СМС-сообщения или электронные письма, напоминающие уведомления от банка или других учреждений, с целью выманить деньги или данные.
По словам Витувиса, таким образом в первом полугодии мошенники выманили у жителей почти два миллиона евро.
Также, по словам специалистов, по-прежнему распространен перехват переписки по электронной почте, когда мошенники выдают себя за деловых партнеров, например, желающих уточнить номер счета. Отмечается, что в первом полугодии было зафиксировано всего 35 случаев такого мошенничества, однако причиненный ущерб был огромен — преступники выманили 1,2 миллиона евро или пятую часть всех денег, похищенных за полгода.
"Переписка по электронной почте — коварный способ мошенничества, чрезвычайно опасный для бизнеса. Мошенники в поток обычных счетов добавляют поддельные счета за обычные товары или услуги. Указанные в них банковские счета и платежи мошенников, как правило, безвозвратно отправляются мошенникам. Бизнес остается без денег и без заказанных товаров или услуг", — рассказал Витувис.
По его словам, в борьбе с этим видом мошенничества поможет реализация проекта "проверка имени получателя", а также просвещение руководителей компаний и бухгалтеров в вопросе схем мошенничества.
По данным Центра компетенций по предотвращению отмывания денег, более 900 тысяч евро было выманено путем инвестиционных махинаций, когда жителям предлагалось вложить деньги с высокой доходностью. Еще свыше 700 тысяч евро похитили у людей, совершающих покупки в интернете, прося их платить за поддельные товары в поддельных магазинах.
Специалисты отметили, что телефонные мошенники выманили около полумиллиона евро, еще миллион евро преступники украли с помощью других способов мошенничества, например авансового платежа, романтического обращения, обращения от имени руководителя компании.
Витувис указал, что мошенники используют сервис мгновенных платежей SEPA, чтобы быстрее вывести средства, которые похитили у жителей страны. Он подчеркнул, что деньги переводятся не только внутри Литвы, но и в Великобританию, а также в Германию, Нидерланды и Испанию.
Согласно опросу, проведенному компанией Spinter по заказу PPPKC, что в этом году 60 процентов жителей Литвы указали, что в их ближайшем окружении были люди, столкнувшиеся с тем или иным видом мошенничества, а каждый шестой стал жертвой такого преступления.