30 (17) января православная церковь совершает память преподобного Антония Великого (251-356), раннехристианского подвижника и основатель отшельнического монашества.
Антоний родился в городе Кома, в Египте, в богатой коптской семье (копты – одна из этнорелигиозных групп египтян). Родители воспитали его в христианской вере. Когда Атонию было 20 лет, мать и отец умерли, и он остался один с малолетней сестрой. Однажды, придя в храм, Антоний услышал слова из Евангелия: "Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной" – и решил последовать им. Он раздал все имущество, поручил сестру известным ему благочестивым женщинам и стал служить Богу под руководством одного старца.
Спустя некоторое время Антоний ушел в Фиваидскую пустыню, после перебрался в развалины воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь в уединении, посте и молитве он провел 20 лет. Его не единожды искушал дьявол, но Антоний только накладывал на себя еще более суровые обеты. Однажды, когда силы святого были на исходе, ему явился Христос и сказал, что все это время был рядом с ним.
Рядом с ним вскоре стали селиться другие отшельники, вдохновленные его примером, и все чаще просили они святого организовать монашескую жизнь. В итоге после 305 годы Антоний покинул свою уединенную келью. Когда в 311 году император Максимиан начала гонения на христиан, Антоний поддерживал их и укреплял дух. В 313 году Антоний ушел в монастырь, расположенный возле Суэцкого залива, время от времени он посещал монахов, которые остались в Фиваиде.
Антоний прожил в уединении почти 70 лет. По просьбе святого Афанасия Великого в 350 году он пришел в Александрию, чтобы выступить против арианской ереси – ариане, чтобы заслужить доверие людей, распространяли слухи, что Антоний поддерживал их. Антоний же выступил публично с осуждением ереси, и это произвело сильное впечатление на многих людей. После этого он вернулся к себе в пустыню и скончался на 105 году жизни.
В VI веке его мощи были обнаружены и перенесены в Александрию, позже – в Константинополь ,а в Xвеке – во Францию, в поселение Сент-Антуан-л'Аббеи, где и находятся по сей день. Глава святого Антония располагается в городе Арле в кафедральном соборе святого Трофима.
Антония почитают как основателя отшельнического монашества, хотя не он первый удалился в пустыню. Но именно он оказался первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства. Антоний не основывал монастырей, но, восхищаясь его духовной мудростью, вокруг него собралось много учеников и последователей. Отшельническое монашество представляет собой жизнь нескольких отшельников в отдельных пещерах или хижинах (скитах) под руководством одного наставника. Несколько скитов вместе назывались лаврой (отсюда пошли названия многих обителей, например Троице-Сергиева лавра).
Антония считали покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, мясников, гробовщиков, корзинщиков. Образ святого Антония и его искушения стали популярным мотивом в живописи. К этому сюжету обращались Босх, Рубенс и многие другие художники.
До наших дней сохранились 20 речей святого Антония, несколько его посланий к монастырям, правила жизни для монахов. Сохранилось немало изречений Антония, например: "Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретет спасения", "Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле", "О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, — исполни его, не разгласив о нем предварительно".
На Руси этот день называли Антон Перезимник, Антонина половина, Антонина Перезимняя. Сегодня крестьяне проверяли запасы кормов, важно было, чтобы их хватило до Юрьева дня (Егория Вешнего, 6 мая (23 апреля)). Также на Антона освещали сено и кормили им домашний скот, чтобы уберечь от болезней. Обязательно молились святому о безопасности животных и их прибавлении.
Обязательно в этот день пекли колобки из толокна и раздавали их детям, чтобы ускорить приход весны. А еще совершали особый обряд, целью которого было запутать нечистую силу и не пустить ее в дом. Для этого шли на ближайший перекресток, а оттуда отправлялись домой пятками вперед. Потом возле дома по своему следу проводили черту, чтобы отсечь путь злобным силам.
Считалось, что в этот день женщинам нельзя заниматсья рукодельем, особенно вязать и прясть, и готовить блюда из бобовых. Это было необходимо для того, чтобы уберечь свои детей от болезней, особенно от кори и оспы.
Нередко на Антона была оттепель, но следом наступали морозы, поэтому говорили: "Не верь теплу на Антона – морозно будет", "Хитер Антон со всех сторон". Оттепель сегодня предвещал раннюю и сухую весну, а снегопад – позднюю.