ВИЛЬНЮС, 18 янв – Sputnik. Третий год подряд маршрут "Дакара-2022" проходил по пескам и бездорожью исключительно по территории Саудовской Аравии. В этот раз в ралли приняло участие рекордное количество представителей Литвы, а один из них вошел в призовую тройку, но обо всем по порядку.
И начнем с главного героя и дебютанта ралли-рейда – 22-летнего Рокаса Бацюшки, стартовавшего в классе мотовездеходов SSV. Во-первых, он стал самым молодым литовским участником в истории "Дакара", почти все время держался рядом с призовой тройкой, а напоследок выиграл заключительный, 12-й этап и занял третье место в общем зачете. Победителем в этом классе стал американец Остин Джонс, второе место занял испанец Жерар Фаррес Гуэль, а Бацюшка, выступавший с испанцем Ореолом Мена, завоевал бронзу. Джонсу они уступили по сумме гонки четверть часа с небольшим.
Еще два представителя Литвы, выступавшие в этом классе, Томас Янчис и Ирмантас Бражюнас, финишировали 15-ми среди 44 экипажей, дошедших до финиша.
В классе мотоциклов второй раз в карьере первенствовал британец Сэм Сандерленд из команды GasGas. Арунас Гелажнинкас финишировал в общем зачете 28-м, уступив победителю по сумме дюжины этапов почти четыре с половиной часа. Одновременно литовский мотогонщик второй год подряд оказался лучшим в отдельном классе мотоциклов – Original by Motul.
Победу в самом популярном классе – внедорожников – одержал Нассер Аль-Аттия. Это четвертый титул катарца на "Дакаре". В генеральной классификации он почти на полчаса (27 минут 46 секунд) опередил именитого Себастьена Леба, третье место в итоговой таблице класса автомобилей занял местный гонщик Язиид Аль-Раджхи. Из литовских пилотов выше всех поднялся Вайдотас Жала, добившийся с испанским штурманом Паоло Фиузой своего лучшего результата на "Дакаре" – 11-е место. До этого лучшим выступлением Жалы в ралли-рейде было 12-е место.
Гинтас Петрус в паре с Шарунасом Палекасом повторил результат 2020 года – 41-е место. Год назад он финишировал 31-м. Еще один литовский пилот, дошедший до финиша, Антанас Юкневичюс, еще в начале рейда потерял много времени из-за поломки машины и в итоге занял только 49-е место. У него это худший результат за последние семь лет участия в "Дакаре". Антанас выступал в паре со штурманом из Латвии Дидзисом Зариньшем.
Ну и, конечно, надо вспомнить досрочный сход с дистанции Бенедиктаса Ванагаса. Во время четвертого этапа его машину подбросило вверх после наезда на дюну, авто несколько раз перевернулось и встало на колеса.
Ванагас и его португальский штурман Филипе Палмейро, к счастью, не пострадали. Продолжать движение машина Toyotа после такого кульбита не могла. Собственно, на этом гонка для них закончилась. К моменту аварии Ванагас занимал 15-е место.
Зачет грузовиков традиционно остался за российской командой КамАЗ, чьи пилоты заняли в генеральной классификации четыре первых места. Обладателем "Золотого бедуина" второй год подряд становится экипаж во главе с Дмитрием Сотниковым. А впервые участвовавшие в зачете грузовиков литовцы Вайдотас Паскевичюс, Славомир Волков и Томас Гужаускас на дебютном "Дакаре" замкнули дюжину сильнейших в конкуренции 33 машин, добравшихся до финиша.
Напоследок надо упомянуть еще одного литовского участника в классе квадроциклов Лайсвидаса Канцюса. Он лихо начал "Дакар-2022", став победителем первого этапа, и возглавлял общий зачет вплоть до третьего, пока его не подкараулила непредвиденная поломка техники, поставившая крест на дальнейших надеждах бороться за высокие места. А на меньшее Канцюс был не согласен и снялся с гонки.
Дальше в этом классе доминировал француз Александр Жиру, одержавший уверенную победу в общем зачете. Достаточно сказать, что ближайшего соперника в итоговой классификации, аргентинца Франсиско Морено, он опередил более чем на два часа. И стоит добавить, что до финиша добрались только семь квадроциклов из двадцати вышедших на старт.
В целом можно сказать, что для литовских экстремалов "Дакар-2022" получился весьма успешным. Бацюшка принес Литве первый общеитоговый подиум в истории гонки, Жала улучшил личный результат и остался в шаге от попадания в топ-10, состоялось много дебютов, а полученный в них опыт наверняка пойдет гонщикам на пользу в следующем ралли-рейде. Через год поглядим, кто на что способен.