ВИЛЬНЮС, 17 янв – Sputnik. Латвийские перевозчики не решились перенять у Литвы транзит грузов "Беларуськалия", сообщает Sputnik Латвия со ссылкой на литовские СМИ.
Председатель правления Baltijas Tranzitas Serviss и член наблюдательного совета литовского перевозчика LGC Cargo Иварас Сормулис заявил, что пока не слышал, чтобы кто-то перевозил белорусские удобрения. Он считает, что грузы "Беларуськалия" могут пойти через порты на севере России, но более вероятным направлением является Китай.
"Да, может [перевозить удобрения через Россию], но им это не нужно, они могут просто направить эти потоки удобрений в Китай. Да, это далеко, но сейчас цена калийных удобрений на рынке настолько высока, что такой маршрут вполне вероятен", — сказал он.
Ранее глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Латвия в знак солидарности с Вильнюсом отказалась от транзита белорусских удобрений по крайней мере до 15 января. МИД и Минсообщения Латвии конкретно не ответили, будет ли такой запрет продлен как для частных, так и для государственных перевозчиков.
"Перевозка санкционированных грузов по железной дороге в Латвию или транзит через нее из Белоруссии запрещены в соответствии с регламентом ЕС и регламентом Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Эта процедура обязательна для всех: как для государственных, так и для частных лиц — и действует до тех пор, пока указанные санкции не будут отменены инициировавшими их учреждениями", — утверждает Минсообщения Латвии.
На прошлой неделе правительство Литвы постановило прекратить транзит грузов "Беларуськалия" с 1 февраля. В компании "Литовские железные дороги" (ЛЖД) готовы выполнить требование.
Санкции США против "Беларуськалия" вступили в силу в декабре прошлого года. Однако транзит через Литву не остановился, поскольку ЛЖД сообщила об авансовом платеже от белорусского производителя и грозящих за расторжение контакта серьезных убытках. На этом фоне в отставку подали сам Ландсбергис и глава Минтранса Марюс Скуодис, однако премьер Ингрида Шимоните не одобрила их заявления. В итоге пост покинул глава ЛЖД Мантас Бартушка.
Многие политики и эксперты осуждали власти за решение по транзиту, заявляя, что оно обойдется Литве в миллионы евро. Экс-премьер, член демократической фракции "Во имя Литвы" Саулюс Сквернялис заявлял, что расторжение договора, потеря железной дорогой и портом доходов, увольнение работников и невыполнение соглашений с третьими странами приведут к ущербу от одного миллиарда евро до нескольких миллиардов.