Пару дней назад автор озвучил одну маловероятную, но все же версию причин, по которым Литву в срочном порядке посетила заместитель главы внешнеполитического ведомства США Узра Зея. Хоть она и выступила тогда на пресс-конференции открыто в поддержку уже реализованных литовских инициатив в отношении Китая, в кабинете министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса могли прозвучать и другие, более резкие слова. Мол, прикусите язык и внимательно следите за тем, что говорят ваши вашингтонские хозяева!
И вот буквально через несколько дней после визита высокопоставленного чиновника Госдепа США делегация МИД Литвы отправилась в Вашингтон. Зачем? Неужели Узра Зея не все вопросы обговорила со своими литовскими коллегами и понадобился личный визит главы внешней политики Литвы в вашингтонский обком?
Ответ – на двух скромных фото на сайте МИД Литвы. Читаем текстовое сообщение – пресс-релиз, а не прямую речь Ландсбергиса.
Двусторонняя встреча в рамках стратегического диалога между Литвой и США в Вашингтоне
"Мы расширяем экономические связи со стратегическими партнерами и ищем новые альтернативы для литовского бизнеса, испытывающего направленное против Литвы экономическое давление со стороны стран с нерыночной экономикой", – цитируют литовские СМИ Ландсбергиса из скромного сообщения внешнеполитического ведомства.
А после взгляда на сопровождающую текст фотографию сомнения только усилились. На фото – Габриэлюс Ландсбергис сидит понурый, со скрещенными на груди руками. А как известно из физиогномики (псевдонаучный метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. – Sputnik), cкрещенные на груди руки – это своеобразный щит. Такая поза означает, что личность чувствует себя некомфортно или неуютно.
То есть в кругу американских друзей-кураторов министр иностранных дел Литвы почему-то сидит не с радостной улыбкой и гордой осанкой, а "закрывается щитом". А щитом когда закрываются? Когда на тебя нападают или бранят нещадно. Вот отсюда и диссонанс у автора. В тексте – победные реляции и сообщение о меморандуме (правда, не о договоре) о возможных гарантиях на кредиты от американского банка, а на фото – грусть-тоска.
Двусторонняя встреча в рамках стратегического диалога между Литвой и США в Вашингтоне
А ведь еще неделю назад встречу Ландсбергиса с коллегой – главой МИД Франции Жан-Ивом Ле Дрианом сопровождали фото с лучезарной улыбкой министра иностранных дел Литвы. На той встрече обсуждали миграционный кризис. А жесткие действия Литвы, как и Польши, вся Европа поддерживает почти единогласно. А вот с американскими кураторами-партнерами речь, видимо, ведется о… Тайване и упертой позиции Литвы по поводу открытия торгового представительства Тайбэя.
И тут мы вспоминаем, что буквально перед открытием тайваньского офиса в Вильнюсе из правительства и МИД Литвы уже раздавались примирительные возгласы: мол, дипломатического статуса представительство Тайваня иметь не будет. Но в Пекине на эти слова не обратили внимания, и последовал дипломатический демарш – снижение статуса своего представительства в Литве до уровня временного поверенного. Литовские предприниматели, сотрудничающие с Китаем, стали еще громче возмущаться и выражать недовольство глупой политикой в отношениях с Китаем.
Но самое главное – президент США Джо Байден на весь мир заявил, что поддерживает "целостность Китая". Вот и получается, что только одна Литва направо и налево с гордостью насмерть рубится с Пекином за "свободу Тайваня".
Так, может, ранее озвученная версия оказалась верной и визит Ландсбергиса в Вашингтон не победная поездка, а рядовой вызов "на ковер" даже не в самые высокие кабинеты обкома? А текст с упоминанием мастерского, "стратегического руководства" внешней политикой Литвы Габриэлюсом Ландсбергисом предназначается лишь для "внутреннего пользования". Надо же как-то поддерживать политическое реноме не только внука великого Витаутаса Ландсбергиса, но и лидера партии, которая сегодня рулит и политикой, и экономикой Литвы без оглядки на критику со стороны и на летящие в пропасть рейтинги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.