"Политики Литвы зависимы от кукловодов из США": интервью активиста Кандротаса Sputnik

В эксклюзивном и первом интервью российскому СМИ литовский блогер и активист Антанас Кандротас рассказал, почему Литва после жаркого августа 2021-го больше не будет прежней
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Антанас Кандротас – литовский активист и бунтарь, принимающий активное участие в митингах против действующей власти. Но при этом он не революционер с улицы, а успешный предприниматель – интеллигентен, умен и живет в достатке в курортной зоне под Каунасом. Оппозиционеры видят его депутатом Сейма и даже будущим президентом Литвы, однако сам Антанас в эксклюзивном интервью агентству Sputnik заявил, что не стремится во власть.
"Я хочу создать влиятельное СМИ, которое бы показывало, что на самом деле происходит в Литве, чтобы помочь адекватным людям участвовать в выборах, удачно пройти в парламент и попасть в правительство. Потому что через государственный фильтр пропаганды такие люди не то что во власть, даже на страницы газет никогда не попадут", – уверен собеседник.

Посредник между протестующими и полицией

С Антанасом Кандротасом мы встретились в его квартире под Каунасом, поскольку в данный момент он находится под домашним арестом. Причина – активное участие в знаменитом митинге 10 августа 2021 года возле Сейма Литвы, который к ночи перерос в беспорядки. Антанас не только был там с девяти утра и до разгона, но также весь день вел прямой эфир от парламента, который одновременно смотрело более 20 тысяч человек, и взял на себя функции посредника между протестующими и старшим полицейским, отвечающим за порядок на мероприятии. Весь день он был на виду, никаких противозаконных действий не совершал, но его так же, как и многих других активных граждан, обвинили в организации беспорядков.
"Десятого августа у нас был самый крупный митинг с 1991 года, и очень удачный. Я лично разговаривал с полицейским, который отвечал за порядок во время митинга, наши цели совпали – все должно было происходить мирно и красиво. И так оно и было, пока не стали появляться провокаторы. Некоторые в первой половине дня вели себя некрасиво, показывали средние пальцы, а вечером неожиданно надели на себя значки полиции и оказались по другую сторону. Мы все это снимали и не ошибаемся. Так и начинались провокации", – вспоминает Кандротас.
Он рассказывает, что собравшиеся у Сейма люди не расходились после официального окончания митинга, потому что к ним отказывались выходить депутаты, объявившие в тот день чрезвычайную ситуацию в приграничных районах и расширившие полномочия военных, а также обсуждавшие введение "паспортов возможностей" – документа о прохождении вакцинации от COVID-19, без которого людей планировали ограничить в правах. И в итоге ограничили, только частично пошли на уступки.
"До окончания митинга никто из депутатов правящей коалиции не вышел пообщаться с народом – только несколько оппозиционных. А народ звал, просил просто разъяснить, почему принимаются такие правила. В прошлом году, когда была предвыборная кампания, они активно звали народ на встречи и рассказывали, что планируют делать, если попадут в Сейм. Но почему сейчас стали прятаться? Полиция окружила входы в парламент, людей не пускали вовнутрь, но и сами депутаты боялись выйти", – рассказывает Кандротас.
В Литве задержали одного из участников митинга 10 августа
Он смеется, что в ожидании окончания митинга они всю еду в сеймовском буфете уже съели, успели проголодаться, но люди решили стоять до утра – многие же приехали из регионов страны. Специально вставали в пять утра, чтобы к девяти быть в столице. И уезжать, не получив ответа от народных избранников, не собирались.
Самым стойким активистам уже начали подвозить воду и закуски. Тогда у некоторых депутатов стали сдавать нервы, и они начали выбегать из Сейма, чтобы поскорее убраться оттуда, но опять же, как подчеркивает собеседник, все было деликатно и без эксцессов. Сам Антанас Кандротас буквально на ходу смог взять интервью для своей прямой трансляции у бывшего премьера Саулюса Сквернялиса. Он хоть и заметно волновался, но ответил на поставленные вопросы, объяснил, почему голосовал за введение ЧС.
"И я уважаю его за это, – подчеркивает собеседник. – Также я встретил депутата из Комитета по правам человека, он дал свой номер телефона, договорились сделать с ним интервью позже. Я понимаю, что депутатам предстояло отвечать на неудобные вопросы, ведь сказанное ими в предвыборную кампанию и то, что они делают сейчас, кардинально расходится одно с другим. Но некоторые все-таки вышли и спокойно поехали по домам. Но были и трусы, которые по каким-то причинам боялись показаться на людях. Как, например, один депутат, который выбежал, сел в машину и попытался поехать через толпу. Вот кто-то и облил его лобовое стекло и капот йогуртом…"
Собеседник подтверждает слова других оппозиционеров, у которых Sputnikбрал интервью ранее, что в какой-то момент к митингу, который к тому времени уже закончился, подвезли журналистов провластных СМИ и сразу же предупредили: "Будьте осторожны, скоро полетят камни".
"Но откуда полиция могла это знать? – поражается Кандротас. – Только если они сами не привезли эти мешки с камнями и палками, которые оказались на стоянке прямо перед приездом спецназа, потому что потом началась режиссура".
Дальше, как мы уже не раз рассказывали, в полицейских полетели камни, спецназ применил слезоточивый газ и спецсредства, начался разгон, людей стали задерживать. В первую очередь всех, кто вел прямую трансляцию. Но Антанаса Кандротаса никто не остановил, в ту ночь он спокойно добрался домой.
Правоохранители плакали: журналисты рассказали о беспорядках в Литве

Обыск с отсрочкой

После августовского митинга людей задерживали несколько дней, но потом все улеглось. Следующая протестная акция была назначена на 10 сентября – к ней и стали готовиться активисты. Но накануне этой даты одного за другим их начали задерживать, поскольку стало очевидно, что люди не боятся и, несмотря на прозвучавшие угрозы, к Сейму придут.
"Я ехал по Вильнюсу на машине, когда меня остановили полицейские. Привезли в Каунас, в моей квартире провели обыск, изъяли технику и носители информации, потом отвезли на дачу и перерыли еще и там все. Оказалось, искали взрывчатые вещества и инструменты для изготовления бомб. Стало смешно, когда увидел, в чем меня подозревают: что я один побил все стекла у автобуса и у 12 полицейских машин. Супермен просто. И вот что любопытно – выяснилось, что санкция на обыск у меня была выдана еще 13 августа, однако никто ничего не предпринимал. И только 8 сентября, за два дня до нового митинга, меня задержали и стали рыться в моих вещах. Все, конечно, поняли почему", – отмечает собеседник.
Кандротас подумал, что проведет в изоляторе несколько недель, но уже на следующий день за ним пришли и сказали, что будет суд. В итоге судья применила к активисту домашний арест и отпустила домой. Но главное было сделано – ему запретили принимать участие в митингах, приглашать на них людей и приближаться к определенным государственным зданиям. Но есть и еще одна версия у собеседника, почему его побоялись арестовать, – активисты узнали о задержании и начали собираться у полицейского участка.
"Сейчас везде пишут, что я был организатором митинга 10 августа, но я им не был. Да, я первым распространял информацию через свои каналы о митинге, как блогер писал, что поддерживаю эту инициативу, буду там участвовать. И приглашал людей принять участие. Главное – я никогда не советовал никому идти против закона, но если есть легальное мероприятие, наша обязанность быть там", – говорит собеседник.
"Не боюсь, но жду, что за мной придут" – эксклюзивное интервью журналиста из Литвы

За семейные ценности, против пандемийных ограничений

Сегодня Антанас Кандротас известен по всей Литве. После задержания его показывали во всех новостях, о нем писали в газетах, известные личности высказывались о том, какой он плохой. Ради демонизации образа провластные литовские СМИ вспомнили о его долгах и уголовных процессах.
"У меня есть свой бизнес, связанный с химическими и нефтяными продуктами. А в Литве сейчас так: если у тебя нет контактов в налоговой полиции, у тебя проблемы. 1990-е вернулись, только другим образом – сейчас не бандиты, а коррумпированные полицейские занимаются рэкетом. Мне пришлось все активы своих предприятий в Литве закрыть и перевести весь бизнес за границу. Но вариантов не было – меня заставили у себя на родине обанкротиться", – рассказывает Кандротас.
Он не скрывает, что сейчас против него возбуждено пять уголовных дел, по одному за уход от налогов Антанасу присудили десять месяцев лишения свободы. Но как говорит собеседник, никаких доказательств нет, даже сами эксперты и представители прокуратуры признали, что и ущерба нет. Сейчас идет апелляция. Собеседник не исключает, что причина повышенного внимания со стороны государства к нему кроется в критике властей.
"Некоторые сейчас говорят, что я самый популярный человек в Литве. Я не уверен. Как я шучу, думаю, все это заговор прокурора и моей жены. Теперь я с десяти вечера и до шести утра должен быть дома, чтобы по чужим женщинам не ходил, – смеется собеседник. – Прокурор беспокоится о семейных ценностях. Я даже радуюсь, что остались еще не ЛГБТ-прокуроры, похвалить их надо".
Именно семейные ценности стали одной из причин его активной гражданской позиции. Отец троих детей, он не хочет мириться с насаждаемой Литве пропагандой ЛГБТ-движения.
Литва скатилась к тоталитарной диктатуре – эксклюзивное интервью Sputnik
"Когда литовский народ голосовал за вступление в Евросоюз, нам про это не говорили. Сейчас у нас есть депутат Томас-Витаутас Раскявичюс, который ходит в юбках и называет себя профессиональным геем. А есть такая профессия? Как он этим зарабатывает? И он, кстати, руководит в Сейме Комитетом по правам человека. Раскявичюс публично заявил, когда попал в парламент, что будет стараться делать все для того, чтобы литовский народ работал на ЛГБТ-народ. Это они и делают – пихают нам свои странные ценности", – возмущается Кандротас.
Они выставляют себя жертвами, говорит Антанас. "Но как сказал один философ, если человек заставляет вас его жалеть, значит, он хочет вами управлять. И это очевидно. ЛГБТ-пропаганда сейчас в Литве очень жесткая. Даже умудрились пешеходный переход разукрасить в свои извращенные цвета. Мы взяли и вернули черно-белые, разрешенные правилами дорожного движения. Так меня за это наказали штрафом – якобы я переходил дорогу на красный свет светофора, раз закрашивал ЛГБТ-флаг. Но я же убрал препятствие – яркие цвета раздражают водителя".
Также Кандротаса возмущает сегрегация – введение "паспорта возможностей", который разделил граждан одной страны на два сорта: привитых, которым можно все, и невакцинированных, пораженных в правах. И вообще вся эта история с пандемией, ограничениями и странной позицией правительства, которое "как будто работает на кого-то, больше похоже на теорию заговора", считает собеседник. "Народ осознает, что это глобальное явление, что приближается громадный неофашизм или неолиберальный цифровой фашизм, которого еще не видело человечество", – считает Кандротас.

Нам не нужна вражда с соседями

"У нас всех, кто критикует власть, называют агентами Кремля – это уже давно никого не удивляет", – говорит Антанас Кандротас, прекрасно понимая, что после этого интервью "рукой Кремля" назовут и его.
"Я не понимаю, откуда взялась эта агрессия по отношению к России. Разве народ, гражданское общество когда-то хотело с кем-то воевать? Никогда. Простым людям это не надо. Цари, короли, президенты все затевали, а потом шла всеобщая мобилизация – и люди отправлялись родину защищать. Но наши политики зависимы от кукловодов, которые проживают в Америке и нами управляют. Это же очевидно", – уверен Кандротас.
Он отмечает, что Соединенным Штатам очень удобно жить за океаном и натравливать на Россию литовцев, которые "от имени Америки орут на Россию".
"Но Россия только подует – и нас снесет, мы что, не понимаем этого? И тогда Америка поведет себя так же, как сейчас повела себя в Афганистане. Скажет: ребята, вы молодцы, мы оставляем вам танки, ракеты – у вас же не на что было их купить, мы вас всему научили, теперь будем помогать на безопасном расстоянии. Но если что-то пойдет не так, будет, конечно, жалко. Но мы вам памятник поставим", – говорит собеседник.
Литовский блогер и активист Антанас Кандротас