19 (6) октября православная церковь совершает память апостола Фомы, одного из 12 учеников Христа.
О ранней жизни Фомы, до знакомства с Христом, фактически ничего не известно. Предполагается, что он был родом из галилейского города Пенеады. Имя Фома в переводе с еврейского означает "близнец" – и существуют разные его трактовки: возможно, у него был брат-близнец, возможно, это имя было дано в связи с тем, что от рождения у Фомы были сросшимися указательный и средний пальцы (есть предположение, что именно этими пальцами он осязал раны Христа).
В разных священных текстах Фоме отведена разная роль: где-то лишь упоминается его имя, где-то он представлен как участник событий библейской истории. Но самое известное событие – это уверение Фомы. Оно связано с явлением Христа после распятия (всего явлений было десять). При первом явлении Фомы не было среди апостолов, и когда ему сказали, что Христос воскрес из мертвых, он ответил: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
Тогда явился Иисус со словами: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". В богословских толкованиях этого сюжета есть версия, согласно которой отсутствие Фомы при первом явлении Христа апостолам (их в тот момент было 11) – не случайно, в этом есть божественный промысел, а неверие Фомы – это собственно потребность в вере, а не сопротивление ей, так проявилось стремление к истине. Однако есть и другие трактовки, согласно которым Иисус укоряет Фому словами: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие", потому что суть веры в том, чтобы принимать невидимое.
История уверения Фомы породила фразеологизм "Фома неверующий".
После Вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились с проповедью в разные концы земли. Фома проповедовал в Индии – здешние потомки древних христиан называют себя христианами апостола Фомы. Также есть легенда, что Фома проповедовал в Китае, но пробыл там совсем недолго, так как увидел, что его деятельность не приносит результата. По преданию, Фома основал несколько общин – в Палестине, Эфиопии, Месопотамии, Индии и Парфии.
Согласно дальнейшему жизнеописанию Фомы, не смог он присутствовать и при успении Богородицы. Он прибыл в Иерусалим лишь спустя три дня и горько плакал у гроба Богоматери. А когда другие апостолу убрали камень от гроба, чтобы Фома мог попрощаться с Девой Марией, то все увидели, что тела ее нет – Богородица была взята на небо в телесном своем воплощении.
Скончался Фома в Индии, либо в 68 году, либо в 72-м. Он был казнен правителем города Мелиапора на северо-западе Индии. В этой стране мощи апостола оставались до IVвека (хотя о посещении его гробницы рассказывал Марко Поло и другие путешественники в XIII-XIV веках, возможно, это связано с тем, что и после перенесения мощей гробница Фомы в Индии почиталась как святое место). Затем мощи попали в Эдессу, оттуда на остров Хиос. В итоге с 6 сентября 1258 года по настоящее время они находятся в Италии, в городе Ортона, в базилике Святого Фомы. Город же в Индии, где, предположительно, находилась гробница апостола, уже к XVI веку превратился в руины и частично ушел под воду. Но часть мощей Фомы сегодня есть и в Индии – в соборе Святого Фомы в городе Ченнаи. Кстати, согласно другим документам, гробница располагалась именно там, где сегодня находится Ченнаи.
На Руси этот день называли Фоминым, Фомой неверующим, Фомой Хлебником. Фому считали покровителем хозяйственных, запасливых и бережливых людей. Поэтому в этот день крестьяне тщательно осматривали хозяйство и проверяли, как оно подготовлено к зиме, хватит ли запасов, все ли в порядке в доме, овине, на скотном дворе. Выбрасывали все сломанное, негодное, испорченное. Сохранились поговорки: "Фома ломит закрома", "Рад Фома, что велика крома", "На Фому тащи все в крому".
На Фому девочек, достигших возраста семи лет, начинали знакомить с рукодельем.
Также в этот день хозяйки пекли караваи и калачи и раздавали по куску всем в семье. Горбушка обязательно давалась в руки новорожденным младенцам, так как она считалась сильным защитным оберегом от порчи и сглаза. А еще горбушку следовало дать старым и больным. Про эту традицию говорили: "На Фому горбушка хлебная тому, кто здоровьем слаб". Отсюда и название – Фома Хлебник. А вот переедать на Фому не стоило – верили, что такое поведение навлечет на семью бедность и нужду.
Как уже ясно из традиций, лениться в Фомин день не полагалось, не стоило также сплетничать и болтать по пустякам, особенно женщинам. Не устраивали наши предки и шумных гуляний с песнями и плясками – день надо было провести в праведных трудах и заботах, не отказывая никому в помощи.
Считалось, что если не Фому нет ветра, то в ближайшее время наступит похолодание. А если утром стоял туман, то скоро придет ненастье.