ВИЛЬНЮС, 24 июн – Sputnik. Потери компании "Литовские железные дороги" (ЛЖД, Lietuvos geležinkeliai) от введенных ЕС секторальных санкций против Белоруссии могут составить до 100 миллионов евро. Об этом заявил представитель предприятия Мантас Дубаускас.
"Доходы компании от перевозки по железной дороге белорусских грузов составляют около 100 миллиона евро, это примерно 30 процента всех наших доходов. Две трети этой суммы приходится на перевозку минеральных удобрений. Идет транзит нефтепродуктов", - заявил он.
Дубаускас отметил, что в ЛЖД не первый год оценивают белорусский рынок как рискованный. По его словам, ведется работа по диверсификации грузовых перевозок.
Железнодорожники рассчитывают получить компенсации от государства.
Ранее президент Литвы Гитанас Науседа признал, что опосредованно санкции затронут и Литву, предприятия которой особенно активно сотрудничают с партнерами из соседней страны в сфере транзита через Клайпедский порт белорусских нефтепродуктов и удобрений. По словам Науседы, нельзя принимать ограничительные меры и рассчитывать, "что они никак нас не затронут".
В четверг ЕС официально принял секторальные экономические санкции против Белоруссии. Ограничительные меры включают запрет на экспорт в Белоруссию технологий для мониторинга связи и товаров двойного назначения, ограничение торговли с Белоруссией нефтепродуктами, калийными удобрениями, табачными изделиями. Также будет ограничен доступ на финансовые рынки ЕС.
Ранее бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий заявил, что возможные санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, отразятся на всех компаниях порта, а также на литовском бюджете. Он считает, что порт потеряет гораздо больше, чем только белорусский транзит, поскольку есть риск потерять украинский и российский транзит через территорию Белоруссии.
Отношения Литвы и Белоруссии
Отношения Белоруссии и Запада обострились после того, как в Минске был задержан блогер Роман Протасевич. Это произошло после того, как самолет Ryanair совершил экстренную посадку из-за сообщения о минировании. Рейс летел по маршруту Афины – Вильнюс. Позднее информация о минировании не подтвердилась.
Протасевич проходит в Белоруссии по нескольким уголовным статьям. Кроме того, он является автором двух Telegram-каналов, которые в республике признаны экстремистскими.
Инцидент вызвал бурную реакцию в западных странах. Литва настаивает на введении новых санкций.
Белоруссия заявила, что сообщение о минировании самолета поступило на электронную почту минского аэропорта. Командир экипажа сам принял решение совершить посадку в Минске. Позже авиавласти страны опубликовали расшифровку разговора с белорусским диспетчером пилота самолета Ryanair. В ней не содержится каких-либо угроз со стороны диспетчера в адрес экипажа.
Это не первый случай вынужденной посадки самолета. Так, в Австрии в 2013 году вынужденно сел самолет президента Боливии Эво Моралеса. Испания, Италия, Франция и Португалия закрыли для него воздушное пространство из-за слухов, что на борту может находиться бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны. Тогда США потребовали обыскать самолет, однако Сноудена там не нашли. Боливии принесли извинения за этот инцидент.