"В ходе учений Agile Liberty в Эстонию на один день прибудут истребители ВВС США F-15E Strike Eagle". "В воздушном пространстве Балтии начались двухдневные авиаучения Ramstein Alloy". "В течение следующего месяца в Эстонии пройдет ряд учений с участием авиационной техники Сил специальных операций США". Подобные заголовки появляются в СМИ Эстонии с пугающей регулярностью. Проходит неделя-другая, и вот уже вновь в клочке неба над маленькой страной ревут двигатели боевых самолетов, а по дорогам двигается военная техника, пишет автор радио Sputnik, Эстония, Николай Николаев.
В первые дни мая вооруженные силы США, Великобритании и Эстонии проведут в районе Нурмсе выброску десантников, что станет частью самых масштабных за последние 25 лет военных учений Swift Response ("Быстрый ответ"). Десантная операция пройдет в ночь на 6 мая, и в ней примут участие 1000 американских и британских военнослужащих, а также 250 эстонских солдат. Это только часть более масштабного военного действа, в котором будут задействованы десятки американских, британских и польских самолетов.
Как только закончатся эти учения, 17 мая начнутся новые ‒ "Весенний шторм". И все это происходит под громкие причитания о якобы возросшей активности вооруженных сил России. Сложившиеся обстоятельства вызывают у многих жителей Эстонии чувство глубокого дискомфорта и обеспокоенности. К этому примешивается ощущение полного бессилия и невозможности что-то поменять.
Страна, на территории которой находятся иностранные военные базы, не может вести самостоятельную внешнюю политику и живет под диктовку того, чьи солдаты стоят на ее земле. По сути дела, мы наблюдаем процесс потери независимости Эстонии, которую объявили главным сокровищем эстонского народа. И вот с нею совершенно спокойно расстаются именно те, кто за нее еще недавно сильнее всех ратовал. А может быть, не просто расстаются, а выгодно продают, и вовсе не за бочку варенья и корзину печенья? Наверное, когда-нибудь история раскроет имена этих антигероев от эстонской политики и покажет все неприглядные детали этой сделки ‒ продажи собственной страны. Конечно, если у Эстонии останется право на самостоятельную историю.