Государственная инспекция по безопасности атомной энергии (VATESI) Литвы отказалась от приглашения МЧС Белоруссии поучаствовать в общественных слушаниях по БелАЭС без права выступления.
Слушания запланированы на 30 апреля, до выдачи лицензии на ввод первого энергоблока станции в эксплуатацию.
В интервью Sputnik Литва старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев рассказал, белорусская сторона сделала именно такое приглашение, поскольку хотела избежать политизированных высказываний с литовской стороны.
"Приглашение поучаствовать именно в таком формате закономерно. Даже правильнее, наверное, было бы все-таки увидеть диалог регуляторов, потому что, если вас приглашают и вы не можете ничего сказать официально – это выглядит странно. С другой стороны, я думаю, что литовская сторона и белорусская сторона очень хорошо понимают, что литовская сторона была бы готова сказать и что с большой вероятностью это превратилось бы в платформу для политических деклараций. И, наверное, чтобы избежать этого, Белоруссия выбрала такой формат", – отметил эксперт.
По словам Кондратьева, Литва борется только с БелАЭС, хотя в соседних странах – Германии и Скандинавских странах – используются горазд менее безопасные атомные станции.
"Здесь изначально довольно странная позиция. Изначально позиция Литвы состояла в том, что безопасность – это когда АЭС не будет или когда АЭС будет закрыта. Это достаточно странный аргумент. Мы видим, как в соседних странах – Германии и в Скандинавии – до сих пор на эксплуатации находятся энергоблоки второго поколения, которые имеют намного меньшую систему безопасности и менее надежны в эксплуатации, чем БелАЭС. Но Литва ни разу не призвала Финляндию или Германию максимально быстро закрыть все старые АЭС, потому что это вредит безопасности. Здесь есть элемент манипуляции все-таки", – отметил эксперт.
По мнению Кондратьева, если бы Литва действительно была бы заинтересовано в безопасности, она бы не стремилась к публичным высказываниям, а просто собрала бы экспертное мнение.
"Здесь правильнее было бы вступать в диалог и вступать профессиональному сообществу, литовским регуляторам, литовским энергетикам. И этот диалог необязательно должен быть публичным. Публичная форма взаимодействия показала свою неэффективность. Потому что тогда она превращается в площадку для политических деклараций. Если Литва действительно заинтересована в безопасности, она могла бы обратиться с просьбой об инспекции, могла бы задать все вопросы и белорусским властям, и "Белэнерго", и "Росатому". Получив на них ответ, выстроила бы свою позицию. А сейчас это выглядит как "Баба-яга против". <…> Литовским властям не очень нужно и важно мнение МАГАТЭ, если оно не совпадает с их мнением", – заключил эксперт.