Вильнюсский институт политического анализа совместно с компанией по изучению общественного мнения Baltijos tyrimai подготовили исследование "Подверженность литовского общества дезинформации. Нарративный анализ". Стоит его прочитать полностью. Однако некоторые моменты заслуживают особого внимания.
Во-первых, значительная часть граждан считает, что внутренняя и внешняя политика Литвы не является независимой — на нее сильно влияют Брюссель и Вашингтон. Во-вторых, довольно многие думают, что в Евросоюзе доминируют интересы крупных государств, а его положение сильно зависит от США. В-третьих, значительная часть респондентов критически относится к финансированию потребностей НАТО в контексте социально-экономических проблем.
В-четвертых, (что особенно важно) 66 процентов респондентов согласились с утверждением, что "Литва зря ругается с соседними Белоруссией и Россией, потому что ухудшение отношений принесет нам [литовцам] экономический ущерб". В-пятых, 41 процент участников опроса согласились с тем, что "в Литве ограничивается свобода слова" и что "дискуссии об истории могут закончиться уголовным преследованием". В-шестых, литовцы чувствительны, когда подвергаются сомнению традиционные ценности, чем, по их мнению, занимаются Евросоюз и национальная система образования. И это – не говоря уже о недовольстве населения системой здравоохранения и экономической ситуацией.
В этом контексте хочется отметить несколько вещей. Прежде всего, следует поблагодарить тех, кто подготовил эту работу, поскольку такие исследования показывают более или менее реальную социальную ситуацию, а не ситуацию, созданную в публичной сфере или воображаемую политиками, оторванными от обычных людей.
Однако, что, возможно, более важно, литовские граждане, чья позиция отличается от доминирующего дискурса, увидели, что они не маргинальное меньшинство, которое нужно оттеснить на обочину истории, а представляют относительно большую группу интересов, способная смело выражать свое мнение. Исследование также должно побуждать читателей (особенно молодежь) проявлять интерес к вопросам (историческим, международным и другим), которые раньше, возможно, не казались им особенно важными.
Во-вторых, исследование показало, что в Литве все еще есть много адекватных людей, и особенно приятно, что они могут "выжить" в условиях непубличной информации и социальной цензуры (когда на инакомыслящих — особенно в вопросах международных отношений — быстро наклеивается ярлык "полезных идиотов" или "агентов Кремля") и при активной пропаганде.
Возникает вопрос, что делать с такими результатами исследования? Идея его авторов в основном состоит в том, что в стране много "неправильно" думающих людей, которые верят, например, в "явную дезинформацию" о том, что "у Литвы нет независимой внешней политики" — хотя это дезинформация только в том смысле, что Литва самостоятельно отказалась от своей внешней политики и реализует американские интересы, даже не пытаясь лавировать.
Организаторов исследования особенно беспокоит то, что значительная часть граждан страны, игнорируя "права человека, обязательства по международному праву или уважение демократических норм", склонны дружить с Россией и Белоруссией, потому что это экономически выгодно (не говоря уже о 37 процентах, которые считают, что президентство Владимира Путина укрепило Россию, что стало почти катастрофой для авторов исследования). Правда, что тогда говорить об Америке, которая очень критично относится к Москве, ввела кучу санкций, высказывается против газопровода "Северный поток – 2", но без колебаний покупает российскую нефть, поддерживает такую демократию, как Саудовская Аравия, и всегда подчеркивает — мы сделаем все, что полезно для жителей США.
Возможно, тогда целью должно быть не "перевоспитание заблудших" (чтобы они думали так, как нужно американской и литовской элите, независимо от того, насколько верна та или иная позиция), эффективные способы которого ищут организаторы исследования, а попытка выслушать граждан с альтернативными взглядами и учесть их ожидания; попытка заявить, что искусственно созданные вашингтонскими "ястребами" враги — не враги Литвы; попытка честно взглянуть на свою историю и защитить традиционные ценности?
Конечно, мы вряд ли ее увидим. Правда, исследователи собираются дотянуться до инакомыслящих "качественным контентом на русском и польском языках, а также программами обучения медийной и информационной грамотности". Посмотрим, насколько это будет способствовать открытому и честному обсуждению внутренней и внешней политики Литвы. Сегодня этого в стране катастрофически не хватает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.