Сообщение о том, что в российском порту Усть-Луга подыскивают место для терминала "Беларуськалию", в Литве восприняли на "ух ты!". Мол, не ожидали от вас, братья-белорусы, такой подлости. Столько лет чинно, благородно работали рука об руку. Даже 30 процентов акций терминала сыпучих грузов Biriu kroviniu terminalas (BKT) позволили приобрести вашему "Беларуськалию". А вы так с нами не по-доброму. И что вы в той Усть-Луге нашли? Ведь Клайпедский порт видно с белорусской границы, а до Финского залива дорога дальняя.
"Этот терминал [в Усть-Луге] очень далеко, экономически это будет точно невыгодно, железная дорога [Белоруссии] должна получать дотации, прочие вещи…" – увещевает белорусских коллег глава Клайпедского порта Альгис Латакас.
А сам в уме подсчитывает будущие убытки. За 2019 год Клайпедский порт обработал более 46 миллионов тонн грузов. Доля белорусских удобрений в этом грузопотоке примерно десять миллионов тонн. Это почти 22 процента. Мало того, что уже увели поток белорусских нефтепродуктов из Бутингского терминала, так еще и калийные удобрения хотите у нас забрать?! Это как-то не по-соседски.
А из Минска сочувственно отвечают, что очень беспокоятся о моральном состоянии и душевном равновесии литовской власти. Как же она может наживаться на "кровавых деньгах Лукашенко"? Ведь "Беларуськалий" – это государственное предприятие, которое ваша же, литовцы, подопечная Света Тихановская призывает подвергнуть жестким санкциям. Чтобы чего не случилось, уводим грузы подальше от Литвы.
"Вопрос создания терминала в Усть-Луге для транзита белорусских удобрений обсуждается. Пока окончательно место не выбрано, но желание у белорусской стороны есть, у нас желание помочь белорусской стороне тоже есть. Я думаю, к лету мы определимся и станет понятно место расположения терминала, его размер. В основном [обсуждается] Усть-Луга", — поддержал беспокойство белорусских коллег руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев.
А пока суд да дело, литовские транспортники пусть подыскивают замену белорусским грузам. Вот, к примеру, с украинцами можно заключить договор на поставки чернозема в Европу. Продажу земли иностранцам они уже узаконили. А еще можно молдавское и грузинское вино танкерами поставлять во Францию и Италию через Клайпедский порт. Благо уже подписан договор с Украинской железной дорогой, по которому прямо из Одесского порта помчатся, с интервалом в пару часов, поезда "Викинг" с контейнерами, забитыми сахарными херсонскими арбузами вместо китайского ширпотреба. А там, глядишь, торговое представительство Литвы в Тайване развернется на полную катушку. И станет Клайпедский порт воротами свободного Тайваня в демократическую Европу. А через Усть-Лугу пусть перевозят свои грузы китайские коммунисты и "последний диктатор Европы" Александр Лукашенко вместе с Путиным-"убийцей", как назвал его вслед за Байденом президент Литвы Гитанас Науседа.
Тем более что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уже заявил, что вычеркивает Прибалтику вместе с Грузией и Украиной из "списка друзей" России. Журналисты спросили Пескова, остались ли у России дружеские отношения с кем-то из бывших советских республик.
"Таких отношений гораздо больше. Это все пространство бывшего Советского Союза, за исключением Грузии, Украины и стран Балтии. У нас прекрасные отношения с республиками СНГ, углубленная интеграция со странами ЕАЭС. Кроме этого, еще один важный интеграционный процесс на пространстве бывшего Союза – это Союзное государство России и Белоруссии", — ответил Песков.
Высказался и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил, что страны Балтии после вступления в Европейский союз стали самыми ярыми русофобами и тянут весь Евросоюз на русофобские позиции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.