Две трети американского парка F-35 неспособны к выполнению полетов из-за проблем с двигателем. Самолет имеет множество серьезных конструктивных недостатков, не прошел установленные Пентагоном испытания и до сих пор не одобрен для массового производства. Сегодня ВВС США готовы отказаться от F-35 в пользу более простого истребителя F-16 поколения 4+.
Для начала в Пентагоне предложили сократить заказ на F-35A более чем на 40 процентов – с 1763 до 1050 самолетов. Одновременно ВВС США рассматривают возможность размещения заказов на стареющий, но надежный F-16 Fighting Falcon. Маневры вынужденные.
Истребитель-бомбардировщик F-35 эксплуатируется Военно-воздушными силами США более пяти лет, но хронически страдает низкой степенью готовности и множеством проблем с производительностью. Ранее замминистра обороны Эллен Лорд сообщила о пригодности для полетов 36 процентов истребителей F-35 Lightning, остальные машины "функционируют лишь частично". Степень боеготовности в меньшей степени определяется ВВС и в большей – "неисправимыми" конструктивными недостатками, ведущими к физическому разрушению стелc-покрытия, корпуса, двигателя, систем навигации и жизнеобеспечения летчика.
Американские союзники и партнеры, закупившие F-35 по цене около 100 миллионов долларов за штуку (Великобритания, Норвегия, Израиль, Италия, Сингапур, Южная Корея, Япония), оказались обманутыми в ожиданиях – самолет не соответствует параметрам пятого поколения, далек от боевой готовности, то есть не способен выполнять задачи по предназначению. Парадоксальная очередь за "сырым" изделием ВПК США не исчезает. Объединенные Арабские Эмираты недавно заключили контракт на поставку полусотни F-35. Израиль заявил о намерении увеличить парк "молний" до трех эскадрилий (до 40 машин). И это можно объяснить только закамуфлированной платой "за дружбу" с США.
F135 – самый мощный неудачник
Ранее сообщалось о разрушении на сверхзвуковых скоростях стелc-покрытия и корпуса "молний", о перманентных перебоях с подачей кислорода (летчикам) и косяках программного обеспечения F-35. Инженеры пытаются устранить недостатки в ходе эксплуатации, но критические проблемы растут как снежный ком.
Истребитель F-35A ВВС США оснащен двигателем F135, который американцы считают "самым мощным, используемым любым истребителем в мире". Однако он же является ключевой причиной низкой производительности F-35: перегрев поверхностного покрытия на лопатках турбины приводит к растрескиванию лопаток и раннему выводу двигателя из эксплуатации. Капризный F135 требует частого технического обслуживания и значительно повышает стоимость эксплуатации самолета.
Для сравнения: час полета F-35 обходится в 31 тысячу долларов, а час "старичка" F-16 – менее восьми тысяч. Кстати, запасных двигателей F135 компания Pratt & Whitney производит недостаточно, даже в условиях мирного времени. Если завтра война, в небо поднимется треть самолетов F-35, а затем количество их будет с каждым днем уменьшатся – даже не от ПВО противника, а банально от усталости металла.
F-16 тоже пора менять
Для сохранения боеспособности ВВС США вынужденно планируют сократить долю F-35 и заменить их модернизированными истребителями F-16 Fighting Falcon (приняты на вооружение в 1979 году, сегодня в строю 790 истребителей такого типа). Многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения F-16 имеет максимальную взлетную массу 21,8 тонны, способен нести до 7,7 тонны авиабомб и ракет на девяти точках подвески. Боевой радиус – 1700 километров, максимальная скорость 2200 километров в час. Это неплохая для региональных конфликтов машина, но делать шаг назад от пятого поколения нехорошо (технологическая деградация). В Пентагоне ищут компромиссы.
Начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун – младший выступил против приобретения "антиквариата" (F-16) и призвал разработать совершенно новый класс легких одномоторных истребителей – дешевле и проще, чем F-35, но современнее F-16. Браун-младший назвал их машинами "четвертого с половиной поколения или пятого поколения минус". Американские ВВС запустили исследовательскую программу, чтобы оценить целесообразность замены истребителей F-16 Fighting Falcon на новые боевые самолеты. Исследование будет завершено к началу 2023 финансового года.
Проблема осложнена тем, что F-35 – единственный производимый в западном мире истребитель пятого поколения. Условно конкурирующие с ним истребители F-15 и F-18 производства Boeing – конструкции четвертого поколения эпохи холодной войны и морально устарели. Европейские союзники США не берутся разрабатывать собственный истребитель пятого поколения, а Великобритания, Польша, Бельгия, Италия безнадежно инвестируют в приобретение американских F-35. Общие затраты на разработку "молнии" превысили 400 миллиардов долларов, но это оказалось только началом нерационального расходования национальных бюджетных средств. В сенатском комитете (США) по вооруженным силам F-35 называли "хрестоматийным примером <…> сломанной системы оборонных закупок", а известный политик (в прошлом и сам пилот) Джон Маккейн, ныне покойный, справедливо отмечал: "Рекордные показатели программы F-35 были одновременно скандалом и трагедией в отношении стоимости, графика и производительности". "Молния" еще долго будет испытывать на прочность ВВС США и их союзников. Придется потерпеть дорогостоящие "капризы" F-35.
На фоне хронических неудач проекта "невидимки" F-35 особенно оптимистично выглядит технологический прорыв российского истребителя Су-57, который успешно летает и первым в мире из истребителей настоящего пятого поколения осваивает гиперзвуковые ракеты. Американцы вынужденно признают превосходство русского оружия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.