22 ноября (9 ноября по старому стилю) православная церковь празднует день иконы Божьей Матери, именуемой "Скоропослушница".
История чудотворного образа восходит к Х веку, ко временам, когда на Афоне в монастыре Дохиар настоятелем был святой Неофит. Она размещалась рядом со входом в трапезную.
Согласно преданию, в 1664 году инок Нил, проходя мимо трапезной с зажженной лучиной, услышал голос, исходивший от образа Богородицы, который сказал ему, чтобы тот больше не приближался с лучиной и не коптил икону.
Монах пренебрег знамением, решив, что это была шутка кого-то из братьев или происки нечистого, и продолжил ходить с лучиной перед иконой. В очередной раз, услышав призыв, монах вновь ослушался и был наказан – через некоторое время он ослеп.
Горько раскаиваясь, инок стал молиться перед иконой, всю ночь прося о прощении. Наутро братия обнаружила его лежащим перед образом Богородицы, а когда он поведал обо всем произошедшем с ним, монахи зажгли лампаду перед изображением. Вскоре Нил услышал знакомый голос, который возвестил ему о том, что он помилован и вновь может видеть.
Также Богородица приказала ему возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений".
С тех пор Богородица исполняет данное ею слова и являет скорую помощь и утешение всем, кто с верою к ней обращается. В 1938 году служители Афонской обители Дохиар принесли в дар русской духовной миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".
Также сегодня православная церковь отмечает день памяти святой подвижницы, преподобной Матроны Константинопольской. На Руси этот день называли "Матрена", "Матренин день", "Матрена зимняя", "Матрены зимние", "зимний день", "Матрена-наставница".
Считалось, что с этого дня зима окончательно "встает на ноги" и начинаются морозы. В народе говорили, что зима едет на белой лошади, а когда она устает, в сани запрягает пегую – тогда начинаются оттепели.
С этого дня можно было лечиться заготовленными с лета травами, которые уже хорошо просушились. Такими методами лечения пользовались в каждом доме, а в особенно тяжелых случаях обращались к знахарям-целителям. Они были известны всей округе, и к ним приходили и приезжали издалека. Способы и время сбора трав, рецепты лекарств из них передавались из поколения в поколение и записывались – так появились первые народные лечебники.
В этот день молились о прозрении очей, излечении от хромоты, за детей, о желании иметь здорового ребенка, о спасении из плена и при кораблекрушениях.
Конечно, были и народные приметы. Считалось, что если гусь выйдет на лед, то будет еще плавать по воде, то есть морозы не ударят.
Если же на деревьях был виден иней – нужно было ждать морозов, а в следующем году – богатого урожая хлеба. Облачная и снежная погода предвещала ненастный следующий май.