29 октября (16 октября по старому стилю) православные верующие чтут память святого Лонгина Яренгского.
О жизни святого Лонгина известно немного. Согласно писанию, Лонгин Яренгский жил в XVI веке и подвизался в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре вместе с праведником Иоанном. Игуменом обители тогда был Филипп (впоследствии ставший митрополитом Московским), под руководством которого жили святые. Иноки исполняли волю игумена, вели праведную жизнь и не чурались тяжелой работы.
В стенах монастыря святые занимались строительством, перевозкой по морю в обитель различных грузов. В 1561 году, возвращаясь в монастырь на судах, груженных строительными материалами для обители, преподобные Иоанн и Лонгин попали в бурю и утонули. Через некоторое время тела их были обретены нетленными в ста двадцати километрах от Соловецкого монастыря и похоронены в селении Яренга.
Согласно церковному преданию, вскоре от их мощей стали происходить чудеса, что привлекло множество людей. Над могилами святых была построена часовня, а впоследствии – храм в честь святителя Николая Чудотворца. При церкви образовался небольшой мужской монастырь, названный Яренгским. В 1635 году монастырь вместе с землями селения Яренга по ходатайству патриарха Иоасафа отдан в ведение Соловецкого монастыря.
В 1638 году состоялось перенесение мощей святых Лонгина и Иоанна во вновь построенный храм. Яренгский монастырь состоял под управлением Соловецкого монастыря до своего закрытия в 1764 году, когда был преобразован в приходскую церковь.
В этот день православная церковь поминает также святого мученика Лонгина Сотника. В народе его называют Сотником, или Вратником, поскольку, по церковному преданию, Лонгин стоял на страже у Гроба Господня. Наши предки считали, что он является сторожем, охраняющим дом от нечистой силы. Он занимает свой "пост" у ворот, которые означают границу между домом и остальным миром. Ворота считались одним из самых опасных для человека мест, поскольку именно здесь человека подстерегала нечистая сила, которая не могла проникнуть в дом.
Часто над воротами вешали образ святого заступника, иногда – венчальную или сретенскую свечу. В качестве оберега могли использовать и острые металлические предметы, например серп, зубья бороны или косу. В щели забора часто втыкали или около забора сажали колючие растения – боярышник, терновник, ежевику, можжевельник, чтобы они своими колючками задерживали нечисть и не давали ей подступиться к членам семьи.
Лонгину Сотнику молились также об исцелении от глазных болезней. А еще в этот день из сундуков выносили зимнюю одежду – проветривали на улице, подставляли ее под солнечные лучи, если погода позволяла, прокаливали на морозце. В народе говорили, что "солнечный свет хоть и недолог, а в этот день нам дорог" и "солнечный свет морозцем прихвачен, добр и целебен".
Были и приметы на Лонгина Сотника, по которым ориентировались наши предки. Считалось, что если звезды в этот день яркие, то следует ждать хорошей погоды, а если тусклые – это к дождю и снегу. Если луна на Лонгина мутновата и бледна, скорее всего, будут мороз и снег.
Ориентировались и по птицам. Так, если гусь на одной лапе стоит, стоит одеться потеплее, а ворона садится клювом в ту сторону, с которой будет дуть ветер.