10 октября (27 сентября по старому стилю) православная церковь чтит память преподобного Савватия Соловецкого, основателя обители на Соловках.
Достоверных данных о рождении и жизни святого Савватия летопись не сохранила. Доподлинно известно, что в дни Всероссийского митрополита Фотия Савватий подвизался в Белозерском монастыре, находящемся в Новгородской области.
Среди братии он пользовался большим уважением. Узнав о существовании в Новгородской земле монастыря, где иноки ведут более строгую жизнь, Савватий решил перебраться туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для полного уединения и безмолвной молитвы.
Позднее, услышав о ненаселенном Соловецком острове, расположенном на расстоянии двухдневного плавания от материка, в холодных водах Белого моря, старец решил, что это идеальное для него место. Путь его пролегал через реку Выг. Там, в местечке Сорока, находилась небольшая часовня, где святой жил некоторое время. Там же он познакомился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, который согласился отправиться вместе с ним на остров.
Помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Их местом жительства становится подножие горы Секирная, где они поставили крест и соорудили себе келью. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров.
По прошествии четырех лет Герман покинул остров, а Савватий жил там еще пару лет. Когда он почувствовал, что скоро Господь призовет его, святой отправился причаститься. Умер святой в 1435 году, в той самой Сороке, где когда-то познакомился с Германом.
Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.
На Руси к этому дню завершались Пчелиные девятины – девять дней, в течение которых нужно подготовить пчел к зиме, поэтому святого Савватия называли Пчельником. Пчеловоды помещали ульи в специальные укрытия, а затем по обычаю читали молитвы святому о сохранении пчел зимой.
Делать это просили преимущественно детей, которым не исполнилось семи лет. Считалось, что до этого возраста ребенок подобен ангелу. Об этом говорит и тот факт, что детей православные священники принимают на исповедь с семи лет. А пчеловодство и бортничество – это промыслы, требующие особой нравственной чистоты, которой обладали только маленькие дети.
По верованиям крестьян Савватий покровительствовал не только пчелам, но и лошадям. День славился ярмарками и соревнованиями на конях. В это время у будущих невест и их матерей была возможность присмотреть хороших женихов. Из меда приготавливали разные угощения, варили кашу на меду, употребляли мед в пищу с блинами и использовали для приготовления напитков.