15 августа (2 августа по старому стилю) православная церковь отмечает перенесение в столицу Византии из Иерусалима мощей апостола от семидесяти Стефана.
Святой Стефан был первым христианским мучеником еврейского происхождения и являлся одним из семи помощников учеников Христа. Стефана вместе с единоверцами апостолы избрали в качестве диакона, он должен был следить за порядком среди прихожан.
Однако, помимо возложенных на него обязанностей, Стефан проповедовал в Иерусалиме наравне с апостолами. Во время одной из проповедей святой высказал мысль о том, что "Всевышний не в рукотворенных храмах живет".
Эта фраза вызвала не просто порицание со стороны представителей синагоги, но и было воспринято как страшное богохульство, так как слово "рукотворенный" употреблялось в отношении языческих идолов, за что Стефан был приговорен к суду.
Точно неизвестно, убит ли был Стефан по приговору или же его побила камнями разъяренная толпа. Но, как бы то ни было, Стефан не просил о пощаде, только молился Спасителю за врагов своих и просил принять его душу.
Мощи страстотерпца были обретены только спустя четыре столетия после смерти святого – в начале V века. Очень быстро они распространились по многим городам мира. Около мощей Стефана творятся чудеса исцеления. Также христиане хранят другие реликвии – камни, которыми, по поверьям, был избит Стефан.
В народе день ассоциируется с проводами лета и встречей осени. К этому времени крестьяне завершали сенокосные работы, потому и назвали этот день Сеновалом, а имя святого покровителя переиначили, и получилось название Степан Сеновал.
По традиции в этот день заботы крестьян были связаны с заготовкой сена на зиму. Также на Степана вырастала скошенная в начале лета трава и ее тоже необходимо было скосить.
Особое внимание в этот день получали лошади, так как помимо всего святой Стефан является и покровителем этих прекрасных животных. Чтобы лошадки оставались сильными, выносливыми и здоровыми, их поили из ведра, в которое бросали серебряную монету.
В некоторых регионах вместо ведра воду наливали в собственную шапку. Иногда воду пропускали через серебряное сито. В Степанов день на работу лошадей не выводили. Их кормили, мыли и даже вплетали им в хвост и в гриву ленточки.