Юшкявичюс родился в 1935 году в Шауляе. После Второй мировой войны отправился учиться в Ленинградский электротехнический институт связи, который закончил в 23 года, затем работал в Комитете по телерадиовещанию ЛитССР, где с нуля создал самую современную инфраструктуру на тот момент. В 31 год его уже назначают директором техцентра Международной организации радиовещания и телевидения (Интервидение) в Праге. А спустя еще пять лет Юшкявичюс становится, по сути, начальником советского телевидения, напрямую отвечавшим за развитие цветного ТВ в стране. Именно он бился и в итоге добился, чтобы к Олимпиаде-80 Советский Союз был обеспечен самым современным оборудованием и тем самым полностью перевел все телевещание СССР в цвет.
Собственные ресурсы
Из многочисленных интервью Юшкявичюса следует, что приобрести оборудование в 1970-е годы было практически нельзя. Многое приходилось делать самим. Пришлось даже подключать силы военно-промышленного комплекса СССР. А уже это подтолкнуло к производству собственной магнитной ленты, цветной кинопленки. Конечно, они были не того качества, как их аналоги за рубежом, но все-таки первые шаги к устранению дефицита были сделаны. В Нальчике, например, с новой силой заработал Завод телемеханической аппаратуры, на родине Юшкявичюса в Шяуляе и Каунасе местные заводы начали производить много чего для работы цветного ТВ в стране.
При этом Юшкявичюс признавал неудачным выбор советской стороной французской системы передачи сигнала SECAM. Правда, сделан он был еще до того, как Генрих оказался во главе советского телевидения. Дело в том, что в середине 1960-х стали налаживались отношения СССР и Франции, итогом которых стала покупка Союзом системы SECAM, а французский лидер Де Голь убрал все базы НАТО из Франции. Ну и стоит добавить, что SECAM оставался основной системой цветного аналогового эфирного телевещания в СССР, а позже и в России – вплоть до 2019 года.
Подготовка к Играм
Если к началу 1970-х в цвете могли работать только Москва и Ленинград, то к 1978 году все студии в СССР вещали в цвете. Сразу вырос спрос на цветные телевизоры, которых теперь продавалось до восьми миллионов штук в год. Были наконец-то определены и вещательные зоны, а то раньше получалось, что интересные программы на Дальнем Востоке начинались в четыре-пять утра.
Для качественного освещения Олимпиады-80 рядом с "Останкино" построили Олимпийский телерадиоцентр. Изначально там планировалось возвести восемь этажей, но остановились на четырех. Помимо этого, требовалось большое количество технических средств: нужно было 70 радио- и 20 телевизионных студий, передвижные телестанции (ПТС) для всех стадионов. По воспоминаниям Юшкявичюса, в то время он ложился спать в четыре утра, а в восемь часов уже был на стройке будущего центра.
Достать ПТС – это одно дело, другое состояло в том, чтобы обучить людей показывать самые разные виды спорта. Опыт трансляции больших соревнований у советского телевидения отсутствовал. Поэтому в преддверии московской Олимпиады решили так: литовцы будут показывать свою вторую религию – баскетбол, Казани отдали на откуп конный спорт, украинцам – легкую атлетику и так далее. Все делали пилотные выпуски, привозили в Москву, где уже зарубежные эксперты выступали в роли критиков.
Очень помогла подготовиться к Играм-80 Спартакиада народов СССР – 1979, которая стала своеобразной генеральной репетицией для всех служб поддержки, привлеченных к организации ОИ-80, в том числе и телевидения. Юшкявичюс сумел тогда договориться с компанией CBS на эфир нескольких часов Спартакиады в США.
Продажа прав
Изначально на права показа Игр-80 претендовали три американские компании – ABC, NBC, CBS. Все они приезжали в Москву, а еще мало кому известный тогда Владимир Познер работал на этих переговорах переводчиком.
Из воспоминаний Юшкявичюса: "Одна компания говорит: Генрих назовите счет, мы даем 30 миллионов стране и еще два падает на ваш счет!" Я им отвечаю: "Ребята, у нас за такие вещи расстреливают!" И это было правдой. В итоге приехали все на аукцион, остановились в гостинице "Советская", председателем Оргкомитете ОИ-80 был Игнат Новиков, замом – Виталий Смирнов. Ночью звонит один из представителей CBS: "Генрих, мы договорились, все три компании: больше 34 миллионов долларов платить вам не будем".
В какой-то момент Новикову консорциум решил поднять ставку даже до 40 миллионов, однако Юшкявичюс сказал: "Нет!"
"Я им посоветовал ехать домой и пообещал судебный иск за нарушение Антитрестового закона. Они уехали, и дальше мы их принимали уже по одному, – вспоминает перипетии сорокалетней давности Юшкявичюс. – Был еще один немец, он продавал постановки балета Большого театра на Западе. У него имелось много связей, он-то и помог, предложив услуги посредника. Мы передали ему наши условия – 73 миллиона долларов. И он договорился с NBC, а вскоре договор был подписан на наших условиях!"
В общем, Юшкявичюсу удалось продать трансляцию Олимпиады в два раза дороже, чем изначально готовы были заплатить американцы. И кстати, отметьте насколько выросли цифры: права на трансляцию предыдущих Игр-76 в Монреале "ушли" всего за 16 миллионов долларов. Для СССР эта сделка стала большой победой, а тот немец за посредничество получил миллион, жизнь его удалась.
В соответствии с подписанным договором советская сторона обязалась подготовить для работы американских телевизионщиков отдельные комментаторские места на стадионах, выделить им позиции для камер, студию в "Останкино", плюс обучить 500 человек элементарным основам английского.
Когда стало ясно, что будет бойкот, то очень пригодился опыт Спартакиады-79, где уже начали отрабатывать показ телеэфира. И вся московская Олимпиада в итоге была показана силами советских телевизионщиков. Более того, какое-то время после ее окончания именно Союз стал эталоном в мировом спортивном телевидении. Ну а купившие права американцы тогда все исправно выплатили и сами ничего не потеряли, поскольку перестраховали контракт. Кроме того, были у советской стороны еще и доходы от продаж телетрансляций: за десять миллионов долларов права на освещение Игр в Японии, например, приобрела компания TV Asahi.
Послесловие
После того как уже страны соцблока не поехали на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелес, Генрих Юшкявичюс совместно с Тедом Тернером (основателем CNN) придумали идею Игр доброй воли, которые впервые состоялись в 1986 году и проходили вплоть до 2001-го.
В последний год существования СССР Юшкявичюсу предложили возглавить Гостелерадио. Но Генрих уже получил более интересное предложение – от гендиректора ЮНЕСКО Федерико Майора. Тот звал 55-летнего Юшкявичюса на пост заместителя гендиректора, чтобы осуществить реформу международного телевещания. Проработав 20 лет на советском телевидении, Юшкявичюс сделал выбор в пользу ЮНЕСКО.