Аудит проекта строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica выявил серьезные недостатки, особенно в вопросе окупаемости трассы.
Результаты аудита опубликовала Европейская счетная палата. В отчете указывается, что прогнозируемое число пассажиров не выдерживает критики. Кроме того, неясно, откуда возьмутся грузы, которые планируется транспортировать по железной дороге.
Результаты исследования вызвали споры среди эстонских политиков. Центристы и члены партии Isamaa ("Отечество") выступают за продолжение проекта, однако консерваторы считают его бесперспективным.
В интервью Sputnik Литва президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук Николай Межевич заявил, что проект Rail Baltica позволяет бесконечно "пилить" деньги.
"Проекты типа Rail Baltica могут стоить, условно говоря, от пяти до 50 миллиардов евро, и после 50-ти еще выяснится, что еще не все включено, потому что здесь изначально невозможно просчитать, что включать, что не включать. Сумма будет расти неизбежно, и будет расти очень много. Экономическая целесообразность нулевая. <…> Делать дублирующую, по сути, трассу поперек основных грузопотоков – это грубое изнасилование экономической теории, с одной стороны, и экономической географии, с другой стороны. Но если кто-то на этом захочет подняться, денежку отмыть под какие-то проекты, то такой проект очень хорош, ибо его проконтролировать невозможно", – сказал он.
Межевич добавил, что такой же смысл был у проекта Висагинской атомной электростанции, которую строили в Литве.
"На проектных работах, конференциях, съездах, консультациях около миллиарда... грубо говоря, помыли. Действительно есть возможность помыть не какой-нибудь там вшивый миллиард, а гораздо больше", – заключил он.