Американская нефть, доставленная из Литвы в Белоруссию, начала поступать на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) "Нафтан".
Завод готовится вовлекать топливо в переработку. Ожидается, что вся нефть поступит на НПЗ в течение десяти дней.
Первый танкер с американским топливом для Белоруссии прибыл в порт Клайпеды в конце прошлой недели. Судно доставило 77 тысяч тонн нефти сорта Bakken.
В интервью Sputnik Литва ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что транспортировка нефти на Новополоцкий НПЗ через Клайпеду по железной дороге – это самый дорогой вариант поставки. Гораздо дешевле Минску обошлись бы поставки по трубе нефтепровода из Латвии, однако у Минска с Ригой есть давний конфликт, связанный со слитой из "Дружбы" нефти.
"Если бы Белоруссия действительно рассматривала вариант существенного, по крайней мере, даже не полного отказа от российской нефти и приняла бы решение, что, да, в долгосрочной перспективе мы будем покупать какой-то объем нефти значительный для Новополоцкого НПЗ у альтернативных источников, тогда бы, конечно, Белоруссия пошла бы и договорилась с Латвией просто по этому старому конфликту", – отметил он, добавив, что качать нефть по трубе дешевле, чем поставлять ее по железной дороге.
По словам Юшкова, у Минска нет долгосрочного контракта ни с компанией "Укртранснафта", которая могла бы обеспечить поставки нефти через трубопровод "Одесса – Броды" на Мозырский НПЗ, ни с Латвией. Это, как считает эксперт, свидетельствует о том, что Белоруссия закупает нефть из альтернативных источников для давления на Россию в вопросах торговли нефтью и газом.
"И на это же указывает то, что они засекретили стоимость тонны из альтернативных источников. <…> Раньше они все публиковали. И если бы они действительно стратегические решения приняли, из альтернативных источников покупая, да, там дороже, но все равно покупаем, – тогда не было бы смысла секретить. А когда ты заявляешь, что тебе все это выгоднее, альтернатива, а не российская нефть, конечно, ты будешь стараться, чтобы никто не узнал, что на самом деле ты переплачиваешь, а переплачивают они в любом случае. Стоимость доставки по железной дороге или прокачка через "Одесса – Броды" – это гораздо дороже, чем получение по нефтепроводу "Дружба". Если даже новую трубу построить, то все равно там будешь платить за, соответственно, прокачку, а российские компании право собственности передают белорусским представителям на НПЗ", – отметил он.
Юшков считает, что российская нефть более выгодна Минску, чем любая другая.
"Дешевле, чем российская нефть, для Белоруссии не будет даже после 2024 года, когда Россия будет продавать Белоруссии нефть по мировым ценам. За счет стоимости более дешевой доставки все равно это будет более выгодное предложение", – заключил он.