28 мая (15 мая по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Пахомия Великого. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим он является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте.
Будущий святой родился в III веке в Фиваиде (в Верхнем Египте). Его родители были язычниками, но он получил хорошее светское образование. С юности он обладал добрым нравом и рассудительностью.
Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (как считается, примерно в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи и кормили воинов. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание стать христианином.
Вернувшись с войны, Пахомий крестился, поселился в уединенном селении Шенесит и стал вести строгую подвижническую жизнь. За духовным руководством он обратился к фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал повторять монашеские подвиги по примеру своего наставника.
После десяти лет пустынной жизни Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, который велел ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом Паламону, и оба, приняв услышанное им за указание Божие, начали строить небольшое иноческое жилище. Паламон благословил начало основания обители, предсказал будущую ее славу и вскоре умер.
Постепенно к Пахомию стали собираться ученики. Чтобы организовать жизнь подопечных, преподобный ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки должны были трудиться на общую пользу. В числе послушаний было переписывание книг, а каждого приходящего обучали грамоте и благословляли заучить наизусть большую часть Священного Писания. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от родственников.
Количество братии быстро возрастало, хотя попасть в монастырь по Тавеннисиотскому уставу было не так просто, и необходимо было строить поблизости новые кельи. Число иноков доходило до семи тысяч, и они находились под руководством Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. Сам преподобный оставался смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Тавенниссийский монастырь представлял собой большое поселение – в нем насчитывалось около 30-40 домов, в каждом из домов было по 12 келий, в каждой келье жило по три монаха. При монастыре были церковь, трапезная, пекарня, больница, место для ночлега паломников, огород, а также склады для провизии и инвентаря.
Под конец жизни Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор. Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53 лет и был погребен у горы возле обители.
На Руси этот день называли "Пахом," "Пахомий-бокогрей", "Пахомий", "Пахом теплый", "бокогрей", "травник".
Такое название этому дню в старину дали потому, что считалось, что именно с Пахомия начинается настоящее весенне-летнее тепло и никаких заморозков, характерных для мая, уже точно не будет. Даже говорили: "Пришел Пахом – запахло теплом". Верили, что если в этот день тепло, то и все лето будет теплым.
Считалось, что если в этот день мотыльки летают низко, то быть хорошему урожаю зерна.