ВИЛЬНЮС, 15 мая – Sputnik. Куртинайтиса привел в баскетбол старший брат. На тот момент Римасу было десять лет. Потихоньку он стал осваивать азы игры, расти, и через пару лет его перевели в Каунасскую спортшколу, правда, довольно долго Римас там оставался на вторых ролях. Однако к 17 годам начал заметно превосходить сверстников и попал в поле зрения "Жальгириса". Конечно, до основы главной баскетбольной команды Литвы было еще далеко, но за дублеров уже играл.
В 19 лет Куртинайтис уже был в составе сборной СССР и поехал на первый в истории молодежный чемпионат мира (U-19), который проходил в Бразилии. Такой взлет моментально отразился и на отношении Римаса к учебе в Каунасском институте физкультуры. Он стал пропускать занятия, попадать в разные нехорошие истории. Итог такого поведения оказался закономерным – исключение из института и дорога в армию.
На счастье Куртинайтиса, его заметил тренер рижского СКА Валентин Мельничук. Так Римас оказался в Латвии. Армейцы Риги на тот момент играли в первой лиге чемпионата СССР. При этом Куртинайтис на протяжении полугода испытал на себе все прелести солдатской службы. Одновременно армия, по словам Римаса, стала для него хорошей школой жизни и не попади он туда, вряд ли стал бы тем, кем в итоге стал. Поэтому сразу после возвращения домой первым делом Куртинайтис пошел в институт, из которого его выгнали, и поблагодарил ректора Станиславаса Томкуса. За что? За то, что вовремя поставил на место.
Однако вернемся к службе в армии. По прошествии полугода службы в Киеве состоялся чемпионат Вооруженных сил СССР. Туда приехал Александр Гомельский. После турнира состоялся вечер, на котором "Папа" рассказывал о баскетболе, чемпионатах и сборной. Из зала кто-то спросил: "А новички будут в сборной СССР?" Гомельский ответил: "Да, есть один в этом зале – Куртинайтис. У этого парня большой талант, но в данный момент он больше увлекается алкоголем, чем баскетболом. Вот сейчас при всех скажи, что выбираешь – бутылку или баскетбол?"
Ответ Куртинайтиса был очевиден, и теперь настала очередь решения проблемы, как перейти в ЦСКА, потому что из Риги его категорически отпускать не хотели. Тогда Гомельский сказал Куртинайтису: "А ты беги в Москву, мы тут уже разберемся".
Так Куртинайтис и сделал. ЦСКА на тот момент возглавлял Вадим Капранов. Литовский новичок Капранову не приглянулся, но и дела у команды не особо шли. Пришел Сергей Белов, легенда советского баскетбола, и с ним дела Куртинайтиса стали поправляться. Литовец начал входить в состав команды и 1982 году стал с армейцами полноправным чемпионом СССР. Время службы подошло к концу, в этот момент Гомельский сказал баскетболисту: "Или ты остаешься в ЦСКА, или не будешь играть в сборной".
"Ну ладно, – ответил Куртинайтис. – Значит, не будут играть". Стоит отметить, что в то время "Жальгирис" по меркам союзного первенства был довольно средней командой, и та знаменитая литовская дружина под руководством Владаса Гарастаса только-только начала формироваться. Ну, а потом заблистала вовсю: "Жальгирис" с 1985-го по 1987 год неизменно отбирал у многократного чемпиона страны ЦСКА золото. И опять же это никак не повлияло на карьеру Куртинайтиса в сборной СССР. К середине 1980-х, хотел того Гомельский или нет, игнорировать блестяще игравшего Куртинайтиса было невозможно (правда, дебютировал Римас в сборной под руководством Владимира Обухова, который брал его еще в молодежку в 1979-м). Как и засверкавшего к тому времени молодого Арвидаса Сабониса.
Вскоре случилось историческое событие в мире баскетбола, и Куртинайтис стал его непосредственным участником. Комиссар НБА Дэвид Стерн пригласил Римаса на Матч всех звезд НБА – 1989, и советский баскетболист из Литвы оказался первым европейцем – участником конкурса All Stars NBA, даже не выступая в этой суперлиге!
К слову, и Сабонис приложил руку к исполнению мечты Куртинайтиса, когда предложил ему в 1993-м перебраться в мадридский "Реал". Римас всегда мечтал поиграть в "Королевском клубе", и это желание исполнилось. Причем для такого поворота Римасу пришлось уезжать из Австралии, где он оказался (опять же!) первым в истории местного чемпионата европейским баскетболистом. Хозяева "Таунсвилл Санс" не хотели отпускать такого ценного игрока, но все поняли и пошли на уступку, позволив Римасу расторгнуть контракт без всяких обязательств.
В 1997 году Куртинайтис подался в политику, получив предложение от занимавшего в то время пост премьер-министра Литвы Гедиминаса Вагнорюса возглавить Департамент физкультуры и спорта в правительстве Литвы, где проработал почти четыре года. В середине 2001 года, после прихода к власти Альгирдаса Бразаускаса, стало ясно, что портфель надо передавать команде нового премьера.
Тренерскую деятельность один из лучших снайперов в истории европейского баскетбола начал в 2002 году. Сперва это была скромная сборная Азербайджана, постепенно имена возглавляемых им команд становились все громче ("Урал-Грейт", "Шленск", "Летувос ритас", ВЭФ). Перебраться из Риги Куртинайтиса соблазнили набиравшие ход "Химки", и литовский тренер сразу привел подмосковный клуб к победе в чемпионате России, а затем дважды к триумфу во втором по значимости клубном турнире континента – Еврокубке. С прошлого года Куртинайтис снова является главным тренером "Химок", команда была очень близка ко второму титулу чемпионов России и выходу в плей-офф Евролиги, однако все карты спутала пандемия.
Удивительно, но Римас Куртинайтис ни разу не возглавлял национальную сборную. Впрочем, у Литвы сейчас настолько богатый перечень баскетбольных специалистов, что этого пока и не требуется. Но верится, что в один прекрасный день именно Куртинайтис станет главным рулевым сборной Литвы и попробует в ней реализовать свои интересные замыслы.