ВИЛЬНЮС, 23 апр – Sputnik. Эксперт по энергетики Борис Марцинкевич в интервью Sputnik Литва объяснил, что произошло с ценами на нефть на мировом рынке, которые побили многолетние антирекорды.
Так, в среду утром стоимость июньских фьючерсов нефти сорта Brent опустилась ниже 16 долларов за баррель, что соответствует минимуму 11 декабря 1999 года. При этом на этой неделе цены на нефть марки WTI впервые в истории достигли отрицательных значений – до минус 37 долларов за баррель.
Эксперт отметил, что для многих стали шоком отрицательные цены сырья, однако он напомнил, что на бирже торгуют не физической нефтью, а фьючерсами.
"Это договор о том, что когда-то в будущем нефть эта будет поставлена потребителям. Когда это придумывалось, логика была предельно простая. Есть производитель нефти. Он имеет возможность в течение, допустим, следующего месяца добыть такое-то количество нефти. Он договаривается с покупателем о том, что он через месяц выкупит этот объем, который будет добыт, и дает небольшой задаток. В результате и производитель знает, что эта партия у него будет куплена по такой цене, он может считать свою экономику. И продавец точно знает, что когда у него на НПЗ появится необходимость увеличить производство, он точно знает, что нефть нужного сорта в нужное время по известной ему цене поступит, и он тоже может сосчитать свою рентабельность", – объяснил Марцинкевич.
На нефтяном рынке все работало хорошо, пока не вмешались спекулянты, подчеркивает эксперт. По словам Марцинкевича, при таком раскладе производители нефти продают эти контракты не конечным потребителям, а брокерам. При этом все было стабильно до той поры, пока в более-менее балансе находились спрос и предложение.
"20 апреля заканчивался последний день, когда торговали фьючерсами с поставками на май. Фьючерсы, оторвавшиеся от физической нефти, – эти некие бумаги, некие обязательства, причем ни те, у кого они на руках, не имеют отношения к нефти, ни покупатели не имеют никакого отношения к нефти – они занимаются бумажной работой. Те, у кого на руках были эти фьючерсы, с ужасом поняли, что еще немного – и в мае придется эту нефть купить. Делать им этого не хотелось чисто психологически, поскольку никогда эти люди отношения к "черной жиже" не имели", – рассказал он.
Эксперт подчеркивает, что был еще один момент, который повлиял на рынок, а именно логистика. Он напомнил, что емкости торгового хаба для сырой нефти Кушинг на территории США были заполнены на 77 процентов.
"Купить эту нефть и куда-либо ее залить уже возможности не было. Тогда началась паника, потому что связываться с таким моментом, когда нефть у тебя на руках есть, а деть ее физически некуда, нет емкости – и все, понятно, что убытки неизбежны, чтобы как-то избавить от этого, начали сбрасывать цену и досбрасывались до минусов. С нефтью это связано достаточно опосредовано", – объяснил он.
Кроме того, Марцинкевич рассказал, что две недели назад на Чикагской торговой бирже изменились правила торговли, которые и позволили появится отрицательным котировкам на нефть, чего раньше не было. Получилось, что у людей контракты на руках уже были, но изменились правила, о чем их не предупредили.
При этом выяснилось, что все свободные емкости арендованы, а компании, которые эту аренду получили, отказались принимать нефть. "Так понимаю, что последствия 20 апреля превратятся в пачку каких-то уголовных дел, исков и так далее ", – заключил он.