Энергетика. LIVE

Мир постОПЕК+: смогут ли США справиться с "нефтяной катастрофой"

Как показала неделя торгов на сырьевых биржах во всех частях света, мировой рынок нефти не ощутил никакого влияния от факта согласования странами – участницами ОПЕК+ новых условий соглашения о совокупном сокращении объемов добычи нефти
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Если в начале минувшей недели котировки нефти совпадали с уровнем, который был зафиксирован до проведения двух экстренных встреч ОПЕК+, то в течение следующих дней цены ощутимо снизились.

Эксперт напомнил, как Эр-Рияд "в одно лицо скушал" нефтяной пирог Китая

Для американского сорта нефти WTI неделя на лондонской сырьевой бирже ICE завершилась на уровне 18,44 доллара за баррель, что для сланцевой отрасли иначе как словом "катастрофа" охарактеризовать сложно. Даже на самых продуктивных участках себестоимость добычи методом гидроразрыва пласта составляет около 35 долларов за баррель, а среднее значение для отрасли – около 45, то есть цена продаж вдвое меньше.

США, как известно, отказались официально присоединиться к соглашению ОПЕК+, мотивируя это тем, что антимонопольное законодательство не позволяет федеральному правительству этой страны участвовать в картельных соглашениях. В результате сокращение добычи в Штатах все равно происходит, но уже на "естественных рыночных условиях", афористично и точно описанных классиком американской литературы О’Генри: "Боливар не вынесет двоих".

Сланцевые компании, находящиеся в наиболее тяжелых финансовых условиях, будут уходить с рынка по мере нарастания проблем с возвратом кредитного финансирования, окончания сроков хеджирования и по совсем уж "брутальной" причине – в стране все меньше свободных резервуаров для хранения черного золота, а нефтеперерабатывающие заводы в условиях карантинных ограничений вынуждены приостанавливать производственные мощности. И даже ведущие компании в нынешних условиях не могут оставаться сторонними наблюдателями: одна из крупнейших американских компаний, ConocoPhillips объявила, что сократит добычу на своих участках в США и в Канаде на 225 тысяч баррелей в сутки.

Railroad Commission of Texas вчера и сегодня

На этом новости из США, конечно, не закончатся. 14 апреля Техасская железнодорожная Комиссия (Railroad Commission of Texas) провела совещание с участием нефтяных компаний, ведущих добычу на территории этого штата. В отличие от федерального правительства правительство Техаса имеет в "арсенале" полномочия регулятора – так сложилось исторически еще в позапрошлом веке, когда нефть перевозилась только в железнодорожных цистернах, а власти Техаса вынуждены были вести борьбу против монополии Standard Oil Джона Рокфеллера. Те времена давно в прошлом, а вот название этого регулирующего органа в Техасе сохранилось, но с учетом современных реалий Техасская железнодорожная комиссия теперь имеет право на регулирование работы и нефтепроводов, и экспортных терминалов.

В составе комиссии три человека во главе с председателем, должности выборные, сроком на шесть лет, решения принимаются большинством голосов. В заседании приняли участие представители как крупных, так и небольших нефтяных компаний, как те, кто ведет сланцевую добычу, так и те, кто использует традиционные методы. Представители нефтяных гигантов выступили за те самые "естественные рыночные" условия, а вот малые компании придерживаются иного мнения – они считают, что введение ограничительных мер необходимо, поскольку только в этом случае у них сохранятся права на использование резервуаров и транспортной инфраструктуры.

Решения принято не было – члены комиссии, выслушав мнение сторон, взяли паузу на неделю и намерены огласить вердикт 21 апреля. С учетом того, как выглядит обстановка на биржевых торгах, шансы на то, что комиссия согласится с предложениями малых компаний, достаточно велики. 15 апреля председатель комиссии Уэйн Кристиан в эфире CNBC высказал мнение, назвать которое конкретным не получается. С одной стороны, по поводу ситуации в нефтяной отрасли штата он сказал следующее: "Мы убедились в отчаянном положении нефтегазовой отрасли, в которой сотни тысяч человек потеряют работу, если мы не стабилизируем ситуацию и не придем к ним на помощь".

С другой – глава комиссии озвучил идею, которая может стать причиной дальнейшего откладывания принятия окончательных решений: "Необходимо вырабатывать итоговое решение совместно с более представительным органом – Комиссией, регулирующей освоение нефтегазовых ресурсов 31 американского штата и Канады. Нам требуется сотрудничество с их стороны и со стороны федерального правительства США. Мы должны действовать подобно единой нации, только в экономическом плане". Звучит заманчиво, но сколько времени уйдет на согласование, можно только догадываться, но тем интереснее будет ознакомиться с той позицией, которую комиссия опубликует после 14 апреля.

Знает ли правая рука, что делает левая?..

За два дня до заседания Техасской железнодорожной комиссии с официальным сообщением об итогах нефтедобычи в марте и с прогнозом развития нефтяной отрасли до конца 2020 года выступило Управление информации при Министерстве энергетики. По данным управления, в течение марта добыча нефти на территории США сократилась на 600 тысяч баррелей в сутки, оценка дальнейшего сокращения – еще 1,6 миллиона баррелей в сутки. При этом никаких подробностей относительно того, что будет означать такое сокращение для конкретных компаний и специалистов, занятых в добыче и смежных отраслях, управление раскрывать не стало.

Нефть "в руках медиков". Что значат переговоры ОПЕК+ и G20 на фоне COVID-19

Напомним, что осенью 2020 года в Штатах пройдут очередные президентские выборы, потенциально возможный массовый рост безработицы Дональду Трампу "противопоказан", поэтому нельзя исключать, что мнение Уэйна Кристиана о необходимости помощи со стороны федерального правительства будет услышано в самое ближайшее время. Эти надежды подпитывает еще и несколько иная оценка возможного падения добычи в "естественных рыночных условиях", которую дал министр энергетики США Дэн Бруйетт. Оценка значительно более пессимистичная, чем та, которую дало Управление информации при министерстве: министр считает, что к концу 2020 года падение составит два-три миллиона баррелей в сутки.

И что уж совсем примечательно – ни Управление информации, ни министр не приводят никаких подробностей анализа, на основании которого они дают оценки. Но даже если сбудется прогноз управления, результат для нефтяной отрасли США получится знаковым. Штаты, как известно, по итогам прошлого года вышли на первое место в мире по объемам добычи с показателем 13 миллионов баррелей в сутки, опередив и Россию, и Саудовскую Аравию. Но избавиться от "иронии судьбы" американские нефтяники не смогли – с геологией не поспоришь.

На территории США минимальное количество месторождений нефти тяжелых сортов, которая необходима для работы нефтеперерабатывающих заводов в оптимальном режиме. В результате Штаты являются одновременно и экспортером нефти, и импортером: на экспорт идут "излишки" нефти легких сортов (объемы, на которые нет спроса со стороны нефтепереработчиков), импортировать приходится тяжелые сорта. По итогам 2019 года Штаты стали "абсолютным экспортером" – объем экспорта превысил объем импорта на 2,2 миллиона баррелей в сутки.

Следовательно, если прогноз Управления информации при Минэнерго окажется точным, то статуса экспортера нефти Штаты лишатся – объем импорта сравняется с объемом экспорта. Если же прав окажется Дэн Бруйетт, то импортировать США будут больше, чем экспортировать. Антимонопольное законодательство, отказ от участия в соглашении ОПЕК+ – звучит, конечно, очень красиво, но чем может обернуться эта эффектная поза, точнее всего "рассказывает" калькулятор.

Американская шахматная партия

Дональд Трамп о предстоящих выборах, конечно, не забывает, как не забывает и о том вкладе в его победу, который был сделан американскими нефтедобывающими компаниями. Он, скажем так, "дважды заинтересован" в том, чтобы урон, который наносит нефтяной отрасли пандемия COVID-19, был минимален. Оборотная сторона медали – Демократическая партия США, которая, невзирая на риск дальнейшего роста безработицы, делает и будет делать все возможное, чтобы не позволить Трампу оказать нефтяникам существенную помощь.

США побьют врага: автор антироссийских санкций нашел "украинский метод"

Еще в марте Трамп отказался от имевшихся планов продажи части объемов нефти, хранящихся в Стратегическом нефтяном резерве США (Strategic Petroleum Reserve, SPR), – это привело бы к дальнейшему снижению цены. Этому решению демократы и контролируемый ими Конгресс ничего противопоставить не смогли, но своеобразная шахматная партия между ними и Трампом только начиналась.

Базируясь на данных о том, что в SPR в настоящее время остается свободным объем в 77 миллионов баррелей, Трамп выдвинул следующую инициативу – закупить у небольших сланцевых компаний вот такое количество черного золота. Но эта атака демократами была отбита – Конгресс не поддержал предложение президента, запретив тратить бюджетные деньги на его проект. Трамп не любит проигрывать, поэтому усилил нажим, предложив друг за другом сразу две новые инициативы, которые пока не получили ответа со стороны демократов.

Первая: если Конгресс запрещает покупку 77 миллионов баррелей нефти, то следует разрешить сланцевым компаниям арендовать эти емкости. Вторая куда более "революционна": федеральное правительство просит у Конгресса разрешения закупить у нефтяных компаний… недобытую нефть.

Закон о SPR предусматривает максимальный объем хранения – один миллиард баррелей, но в этом законе не оговаривается четко, где именно эта нефть должна храниться, чем Трамп и намерен воспользоваться. В том случае, если ему удастся продавить Конгресс, американские нефтяные компании будут получать деньги за то, что… не будут добывать нефть.

Согласитесь, по ту сторону океана весьма своеобразно понимают, что такое "естественные рыночные условия". Присоединиться к ОПЕК+ они не позволяют, а вот платить деньги частным компаниям за то, что они ничего не будут делать, – это пожалуйста, лишь бы компании были американскими. Остается подождать, какой ход в этой партии будет сделан демократами. Наступающая неделя обещает быть интересной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.