Литва тайная и явная: чего не договаривают политики о празднике 16 февраля

Во время празднования годовщины так называемой независимости Литвы 16 февраля в Вильнюсе состоялось два шествия людей, считающих себя патриотами: одно чисто официальное, а другое не совсем официальное. Однако их идеологическая основа, по сути, одна и та же.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Официальное шествие: Ландсбергис, мещанство и его молодежь

Самым крупным и основным событием дня стало шествие властей от Кафедральной площади к кладбищу Расу – "По дороге Литовского государства". Во главе с Ремигиюсом Шимашюсом и Витаутасом Ландсбергисом это, по сути, пропагандистская акция как местных городских властей, так и "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы (СО-ХДЛ), предназначенная для продвижения "патриотизма". Здесь собрались горожане, довольные и собой, и существующим либерально-консерваторским статус-кво литовских политиков. Для таких людей абсолютный конформизм и является квинтэссенцией любви к родине. 

Литва тайная и явная: чего не договаривают политики о празднике 16 февраля

Им очень нравится то, что происходит в современной Литве... Для них нищая провинция, деградирующие деревни и местечки, голодающие старики и массовая эмиграция – это не национальная трагедия, а проявление свободы. Свободы, которая началась с распадом СССР и последующим разграблением народной собственности. Свободы, вершиной которой сегодня являются так называемые однополые браки и ювенальная юстиция скандинавского типа.

В шествии была и молодежь – не только золотая молодежь элиты, но и школьники, которых привели на парад учителя и родители, активно демонстрирующие лояльность режиму. Для них всех, как обычно, с балкона выступил Витаутас Ландсбергис. В основном переливал из пустого в порожнее, но аура была понятной. Мы свободны, все прекрасно, во всем, что не так, виноваты Советский Союз и Россия, а если что – НАТО и Америка помогут. Одним словом, это было шествие ландсбергистов и следовавших за ними овец.

"Альтернатива" – парад неофашистов

Однако такая официозная фальшь подходит далеко не всем. Многим наплевать на так называемый праздник – просто очередной выходной. Но для литовских националистов это повод выйти и предложить другое, так сказать альтернативное, шествие. Именно такое – опять же не впервые – вечером прошло по Вильнюсу, от Острой брамы (Аушрос Вартай) до Национального музея, где стоит памятник Миндаугасу.

Литва тайная и явная: чего не договаривают политики о празднике 16 февраля

На самом деле картина здесь иная. Меньше участников (чуть более тысячи). И другая риторика. Здесь вы услышите критику и властей, и даже социальной ситуации в стране, и так называемой неолиберальной политики. Но вместо того, чтобы протестовать против вектора развития Литвы, последовавшего с 11 марта 1990 года, который и стал причиной практически всех катастрофических для народа последствий, здесь обостряются антисоветизм и русофобия, идет подстрекательство против каких-то предполагаемых врагов извне. Одним словом, и здесь "русские нападают". 

Даже больше. Официальное шествие поддерживает общезападный, "респектабельный" тон. А здесь, когда стемнело, идут с факелами, словно намеренно копируя гитлеровские марши нацистов. Кричат о "Литве литовцам" и обижаются, что "герои нации" вроде пособников нацистов Йонаса Норейки, Казиса Шкирпы и других не пользуются должным уважением.

Именно увековечивание последнего стало одним из главных акцентов шествия, поскольку парад завершился у Аллеи триколора возле Национального музея, которая до недавнего времени носила имя Казиса Шкирпы. Только мэр Шимашюс, после акции Станисловаса Томаса против мемориальной доски Норейке испугавшись возможного международного скандала (как же так, в столице европейского государства улицы названы в честь нацистских коллаборационистов?!), переименовал аллею.

Литва тайная и явная: чего не договаривают политики о празднике 16 февраля

Различные националистические группировки ответили на это протестами, требуя вернуть аллее ее прежнее название. Среди них – не только портал Pro Patria Витаутаса Раджвиласа, который собирает партию "Национальное объединение" (Nacionalinis Susivienijimas), но и называющая себя "Молодежным союзом этнофутуризма" группировка "Направление" (Kryptis), которая возникла из организации "Щит" (Skydas), открыто пропагандировавшей гитлеризм. Словом, самые настоящие неофашисты. Поэтому не стоит удивляться тому, что это шествие, уже превратившееся в часть общего фона Литвы, которая постепенно становится фашистской, освещается в массовых СМИ не совсем однозначно.

Переписанная история

Таким образом, казалось бы, в Вильнюсе проходят два альтернативных, даже принципиально противоположных празднования 16 февраля. Но это только кажется, потому что, несмотря на различия, существуют общие знаменатели, без которых не поймешь и суть предмета. И они заключаются в том, что организаторы обоих парадов опираются на одну и ту же литовскую концепцию, основа которой – искаженное понимание истории Литвы, особенно ХХ века, в котором оправдывается соответствующая политика, в том числе заискивание перед Западом и русофобия.

Литва тайная и явная: чего не договаривают политики о празднике 16 февраля

Сейчас непопулярно так говорить, но 16 февраля 1918 года Литва вместе с другими прибалтийскими республиками была функционировать как фактический германский протекторат, поддерживаемый крупными местными и иностранными финансовыми элитами. Однако это был не единственный проект литовской государственности. Параллельно образовалась еще одна, Советская Литва, историческая память о которой, как и о фактически проходившей в стране гражданской войне в 1918–1919 годах, просто стирается.

Факт существования альтернативных векторов развития Литвы – как с точки зрения порядка, так и с точки зрения геополитики – не может быть признан, потому что тогда миф единственной и настоящей Литвы 16 февраля рухнет. Но ландсбергистская элита не может этого допустить, потому что современная Литва, которая отказалась от всякого советского наследия, опирается на некую националистическую мифологию, от которой без 16 февраля, апологетики нацистских сообщников, бушевавших в 1941–1944 годах, и культа "лесных братьев" ничего бы не осталось.

А дело в том, что 16 февраля на улицах мы видим не что иное, как оттенки двух версий одной и той же Литвы. И те, и другие прикрываются риторикой независимости, хотя на самом деле служили и служат интересам западных империй, особенно США. Отличаются только фасады – одни играют с европейским либерализмом, другие почти открыто пропагандируют националистические настроения.

В конце концов, палка одна

Итак, у нас есть одно шествие, в котором идут ландсбергисты. Другое шествие вроде как альтернативное. Но в целом оно основывается на тех же базовых установках. Просто представители этого лагеря считают, что Ландсбергис и Ко стали слишком "мягкими", отказались от истинного националистического курса и теперь критически смотрят на последних (естественно, по собственными причинам). Но называть это какой-то принципиальной альтернативой было бы неточно, потому что неофашистские движения в Литве в этом смысле – не что иное, как настоящий неоландсбергизм.

Литва тайная и явная: чего не договаривают политики о празднике 16 февраля

Проще говоря, палка о двух концах. Один – либеральный, "респектабельный", пытающийся надеть маску "европейскости" и "западности". А другой – обыкновенный, пещерный национализм. Но палка одна и та же – та же Литва, та же концепция Литвы, которая реализуется в течение последних 30 лет. Но насколько эта концепция и ее практическая реализация связаны с реальным патриотизмом – этот вопрос мы оставим открытым. Подумаем об этом сами.

Мнение автора может  не совпадать с позицией редакции.