Спустя почти сорок лет после расставания Пятрас Герулис по-прежнему называет бывшую жену Илону Броневицкую "моя малая", мечтает об общении с сыном Стасом Пьехой и недолюбливает тещу – народную артистку СССР Эдиту Пьеху, у которой они жили до рождения Стаса.
Сын из Москвы приехал!
Зимний вечер, один из спальных районов Вильнюса, типовая панельная пятиэтажка, на балконе второго этажа курит крупный мужчина, но лица в темноте не видно. Однако стоит махнуть ему рукой, как тот радостно что-то кричит на литовском и исчезает за балконной дверью. А через пару минут уже открывает входную дверь в подъезд.
"Как я рад, – говорит Пятрас Герулис и неожиданно заключает меня в объятия. – Пойдем скорее, поможешь мне выгнать этих… Как же я устал… Как устал".
Подъезд дома, где живет Пятрас Герулис
© Sputnik/ Алексей Стефанов
Пока поднимаемся по ступенькам, представляюсь. Пятрас меняется в лице, но машет рукой и только еще раз просит помочь.
Однокомнатная квартира напоминает притон. На кухне старая мебель из разных гарнитуров, на полках в беспорядке стоят книги, банки, лежат лекарства и кухонная утварь, банками и тарелками завален подоконник. На плите грязные кастрюли, закопченный чайник. В комнате похожая картина: покосившаяся мебель, среди нагромождения одежды, книг, сгоревших свечей, игрушек, пустых коробок и прочего хлама – телевизор из 90-х, музыкальный центр, старенький ноутбук, монитор от стационарного компьютера, раскрытые блокноты с каракулями и резко выделяющийся на этом фоне серебристый синтезатор.
А на диване перед табуреткой с пустой бутылкой и стаканами сидят трое мужчин, один из которых уже спит, другой курит с полузакрытыми глазами, а третий смотрит довольно агрессивно и, услышав щелчок фотоаппарата, буквально бросается с кулаками. Но дорогу ему преграждает Пятрас. "Ты что творишь?! Это мой сын из Москвы приехал. А ну – убери руки!" – рявкает отец Стаса Пьехи. Собутыльник отступает перед мощным авторитетом хозяина квартиры и его "звездным сыном" и начинает вежливо расспрашивать про Москву.
Интерьер квартиры Пятраса Герулиса
© Sputnik / Алексей Стефанов
Спустя минут десять Пятрас соглашается, что его гости и сами скоро уйдут, поэтому договариваемся, что заскочу к нему через пару часов. И тут просыпается уснувший гость, глядя в полуприщур, спрашивает с сильным литовским акцентом: "Слушай, я вот в Ленинград давно хочу съездить, что мне нужно сделать?" Услышав, что в первую очередь визу, поражается: "Как? Они что, визы придумали? Давно?"
"Да и город больше не Ленинград называется", – окончательно рушу мечты гостя Пятраса.
Стас присылает мне деньги
"Давай супчику поешь, у меня, правда, больше ничего нет", – Пятрас пытается быть гостеприимным хозяином, когда пару часов спустя снова заезжаю в гости. И не особо расстраивается, когда слышит отказ. Троицы уже нет, но их заменил парень, представляющийся Миндаугасом, которого Пятрас называет то своим сыном, то внуком. Из пакета Миндаугас достает бутылку и ставит на ту самую табуретку перед диваном.
"Я Стаса уважаю и очень люблю. Он мне помогает материально, – говорит о сыне Пятрас Герулис. – У меня же пенсия 225 евро. Я не знаю, как прожить на это можно и кто бы мог прожить. А Стасик мне очень помогает. Постоянно. Присылает по 200 долларов каждый месяц. Это Илоночка меня заставила брать деньги, когда приезжала сюда. "Пятрас, – говорит, – бери, это же твой сын". А мне неудобно, я уже старый, чахлый. Но это же твой сын, говорит. И тогда я согласился. В первое время получал по тысяче долларов в месяц. Приобрел аппаратуру. Сейчас поменьше присылает", – говорит Пятрас и показывает на музыкальный центр, синтезатор, другую технику.
С Илоной Броневицкой Пятрас познакомился в студенческие годы – оба учились в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Она только поступила, он был студентом-старшекурсником, да еще старше на десять лет. Видный литовец вскружил голову. Да так, что будущая теща разрешила дочери привести Пятраса к ней в дом. А когда Илона забеременела, именно Эдита Пьеха предложила им пожениться. И практически сразу купила им в Ленинграде кооперативную квартиру без очереди – мало кто из молодых семей в 1980 году мог такое себе позволить. А они въехали вместе с крохотным Стасом в новый дом.
Литовская бабушка Стаса Пьехи
© Sputnik / Алексей Стефанов
"Илоночка Броневицкая подарила мне очень счастливые дни. Моя малая. Я любил ее когда-то, очень любил – за жертвенность, за что-то еще. Но так мне не везет… Иногда играли с ней в карты, и я хотел специально проиграть. В "дурака" играли. Но не получалось… В карты выигрывал, а в жизни проиграл. Знаете, в рассказе у Кановича (Григорий Канович, русский и литовский писатель. – Sputnik) есть фраза: один раз шел и видел счастье, но оно прошло мимо", – вздыхает Пятрас.
Он путается в мыслях, обрывает фразы на полуслове, воспоминания кажутся смазанными, иногда надуманными – сказываются и время, и злоупотребление алкоголем. Но чувствуется, что бывшую жену он до сих пор любит, а вот тещу недолюбливает. Не говорит прямо, что она могла стать причиной разрыва с Илоной, но замечает, что именно к ней жена обратилась за советом, когда влюбилась в другого мужчину. Обычно рассказывают, что Пятрасу Илона призналась в этом, когда приехала в Курский драматический театр, где начинающий режиссер ставил дипломную работу. Там и заявила, что требует развод.
"Но это же не так было, – возмущается Пятрас. – Это я подал на развод, а не она. Потому что она была с другими – других мужчин имела. Это мне нужно? Нет. Я однолюб. И в 1981-м мы развелись".
В первый класс без Пятраса
"Лехаим", – говорит Пятрас и одним движением опрокидывает стакан. А потом спохватывается и снова включает гостеприимного хозяина: "Давай я тебе кофе налью. Или чай. У меня есть. Не будешь? Ну ладно". Пару минут они переговариваются с Миндаугасом по-литовски, что-то живо обсуждают, потом вдруг Пятрас резко обрывает: "Все, говорим только по-русски!" – и продолжает рассказывать.
Отец Стаса Пьехи Пятрас Герулис
© Sputnik / Алексей Стефанов
"Стас – очень хороший человек, умница малый, прекрасный психолог, он пишет там что-то, занимается медициной, центр открыл свой. Но он не певец, как и его бабушка. Эдиточка Станиславовна, извините, пожалуйста, но вы тоже не певица, – вдруг обращается он к бывшей теще. – Ну не дано им быть музыкантами!"
Объяснение, почему Пятрас вдруг критикует музыкальные способности сына и тещи, находится быстро – именно Эдита Пьеха подвергала сомнению талант Герулиса, когда он стал петь в ленинградских ресторанах. Они как раз жили тогда вместе. Возможно, это и разрушило семью – ночами Пятраса почти не бывало дома, а тут родился сын, нужны были поддержка и помощь. И разрыв оказался жестким: Илона запретила Пятрасу общаться с сыном. Его вырастил новый муж певицы – музыкант и композитор Юрий Быстров. У них в браке родилась сестра Стаса – Эрика. Но и с ним Илона рассталась, в третий раз вышла замуж.
"Я хотел Стасика видеть – нас очень рано разлучили, но Илоночка мне не давала. Даже когда 31 августа 1988-го я позвонил, попросил разрешения отвести Стаса в первый класс, снова получил отказ. Илоночка сказала: "Петя, не надо, потому что у него есть отец, которого он любит. И отец его любит. Вот когда Стасу стукнет 18, он многое поймет, сможешь посмотреть". И я так и не увидел сына. Да еще фамилию ему поменяли. Он же был Герулисом, а в школу пошел уже как Пьеха. Тут уже бабушка постаралась", – говорит Пятрас и спрашивает разрешения закурить.
С мыслями о сыне
Но Илона Броневицкая не стала ждать до 18-летия сына и отпустила Стаса на встречу с Пятрасом в Вильнюс, когда ему было 14 лет. Это тот самый период, когда Стас жил в детдоме и был предоставлен сам себе, как он признавался, начал пить, позже пристрастился к наркотикам. Бабушка и мама были заняты карьерой. Личная жизнь мамы снова дала трещину, она в третий раз вышла замуж. И тут Стас узнал, что у него есть биологический отец.
Интерьер квартиры Пятраса Герулиса
© Sputnik / Алексей Стефанов
Про эту первую встречу Пятрас помнит немногое – то ли короткой она была, то ли слишком давно. В 1990-х музыкант и режиссер Герулис и сам стал уходить в запои, побирался, где только мог, питался на кухнях для бездомных.
Вытащили его из небытия в 2017 году российские телевизионщики: привели в порядок, придумали стиль, от которого Пятрас до сих пор не уходит (пышная борода, профессорские очки), и повезли на концерт Стаса в Нижний Новгород.
"Я горжусь Стасенькой, он добрый человек, умница. Просто все у нас получилось как-то не очень… Он на меня похож. Вы же видели Стасика, ведь правда похож? И наркоманом был, но справился. Сильный характер. А сына своего Стасенька назвал Петей. Я ведь тоже Петя по-русски… Даже не знаю, что думать – в честь меня или нет", – довольно улыбается Пятрас.
Но добавляет, что с того времени больше со Стасом не виделся, никакой связи с ним нет. Говорит, иногда хочет черкануть пару строк, но куда не знает. И пишет песни в надежде, что когда-нибудь их споет Стас.
"А знаешь, мою фамилию Герулис с литовского можно перевести как Хорошуля. Так что все будет хорошо. Мне очень не хватает общения со Стасенькой – надеюсь, мы с ним встретимся, и не раз. А то я устал от всего этого", – машет Пятрас Герулис на табуретку с початой бутылкой водки, провожает в коридор и на прощание переходит на "вы": "Только не забывайте меня, пожалуйста. Приезжайте еще в гости. Обязательно приезжайте".