Охота на учителя. За что травили Эллу Канайте и заносили в отчеты ДГБ

Учительница истории Элла Канайте, лишившаяся работы за пост в Facebook и свои убеждения, по-прежнему не трудоустроилась. Корреспондент Sputnik Литва встретился с опальным преподавателем в Вильнюсе и выяснил, что, несмотря на все притеснения, она не хочет покидать родину
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Ситуация в Литве обострилась, русофобия у нас зашкаливает", – уверена учительница истории Элла Канайте.

Известной она стала в начале 2019 года, когда позволила себе непростительную вольность – опубликовала на своей личной странице в Facebook пост с картой мира времен Второй мировой войны, где были указаны страны, воевавшие на стороне Гитлера. А также статьи российских историков об этом масштабном конфликте. Записи возмутили популярного литовского шоумена Альгиса Раманаускаса, подтянулись другие пользователи, началась травля. Преподавателя обвинили в пророссийской пропаганде.

Русские общественники – угроза национальной безопасности

Канайте: в ООН пообещали рассмотреть проблемы нацменьшинств в Прибалтике
Как выяснилось, Канайте еще в 2015 году попала в ежегодный отчет Департамента государственной безопасности Литвы (ДГБ) об угрозах.

"Дело в фотографии 2012 года, на которой тогдашний президент России Дмитрий Медведев вручает мне награду – медаль Пушкина. Ее присуждают за заслуги в области культуры и искусства, и каких-то политических окрасок медаль не имеет. В Литве награждены около тридцати человек, но они получали медаль в посольстве России в Литве либо в Москве из рук министра или заместителя министра иностранных дел России, а тут президент и я", – рассказывает Элла Канайте.

Также в том отчете ДГБ говорилось о правозащитной организации "Центр исследований и защиты основных прав", в которую входят пять организаций и среди них – Ассоциации учителей русских школ Литвы, которую уже два десятка лет возглавляет Элла Канайте.

"Справка ДГБ была нацелена на эту организацию, которая якобы искажает истинную картину положения национальных меньшинств. Хотя мы пытаемся защитить свое право на сохранение родного языка, среднего образования на родном языке и действуем исключительно в рамках законов и Конституции Литвы", – поясняет Канайте.

Она напомнила, что в 2003 году Литва приняла закон "Об образовании" – на тот момент он был очень демократичным, гарантировавшим среднее образование с 1 по 12 класс на родном языке без каких-либо ограничений. Но в 2011-м были приняты поправки, которые существенно сократили образовательный процесс на родном языке, введя предметы "История Литвы", "География Литвы", "Основы граждановедения". Среди прочего поправки ввели единый экзамен по литовскому языку для учеников литовских и русских школ.

"Уши Кремля" за каждым кустом. Мэр Вильнюса дал бой российским песням

Русские в Литве составляют около пяти процентов населения. Более чем из 1100 общеобразовательных школ в Литве всего 30 с русским языком обучения – это 14,5 тысячи учащихся. В 1991-м в республике было 85 русских школ, в которых обучались 76 тысяч учащихся, уточняет Канайте. А поправки в закон "Об образовании" еще больше усугубили ситуацию – обязали учеников русских и польских школ сдавать литовский язык наравне с выпускниками литовских школ.

"Мы считали, что нельзя было уже с 2012 года вводить эти изменения, нужен был переходный период, следовало дождаться, когда первое поколение доучится до 12 класса. Но нас не слушали, и сейчас результат плачевный – в 2018 году 23 процента учеников русских школ не сдали государственный экзамен, в этом году более 23,3 процента. Что это значит? Да, они потом пересдают школьный экзамен и получают аттестат, но это закрывает им дорогу получения бесплатного высшего образования в Литве", – говорит Канайте.

Экс-преподаватель подчеркивает, что члены ассоциации боролись за отмену поправок, снижающих конкурентоспособность русскоязычных детей, строго в рамках литовских законов: "Но в том отчете ДГБ нас практически назвали пятой колонной  Кремля. Обвинили в том, что русские школы – это место, где Россия может спокойно проявлять свое влияние".

Профилактика как средство борьбы с неугодными

Во второй раз в ежегодный отчет ДГБ Элла Канайте попала в 2016 году. Преподавателя обвинили в кураторстве российских программ по поддержке соотечественников.

"Сюда же вписали методический семинар для учителей. Спецслужбы посчитали, что все это мягкая сила Кремля. После этого я спрашивала представителя Департамента госбезопасности: "Моя деятельность как руководителя общественной организации противоречит законам Литвы, Конституции?" – "Нет, не противоречит" – "Так почему я попадаю в эти справки?" Не ответил. И только в 2019 году я, наконец, получила ответ: оказывается, в профилактических целях", – возмущается учительница.

Затем депутат Сейма от партии консерваторов Лауринас Касчюнас заявил, что учитель истории не может работать в школе, находясь в отчете ДГБ об угрозах.

"Я думаю, Раманаускасу заранее дали понять, кто я такая, – уверена Элла Канайте. – На своей странице в Facebook он заявил, что такой учитель истории не может учить детей в Литве. А дальше посыпались оскорбления со стороны комментаторов – ватница, агент Кремля, была еще такая оскорбительная фраза "русюкай" – уменьшительная форма от слова "русская". Выпады были довольно дикие для меня".

Трухачев: Литва готова на все, чтобы продвигать "махровую русофобию"

На следующий день в эту переписку в Facebook вмешался и министр образования Альгирдас Монкявичюс, который пообещал разобраться с учителем, вызвать директора школы, в которой она работает, в министерство. А дальше на учительницу обрушились журналисты из ведущих литовских СМИ.

"Один журналист просто устроил допрос: "А вы патриотка Литвы? Где родились? Почему вы восхваляете 9 мая?" Объяснила ему, что я – патриот Литвы, что родилась в Вильнюсе, а мои предки живут здесь с XVII века. Моя мама из литовских евреев. А День Победы для меня – святой праздник. Если бы не советские солдаты, здесь бы не осталось ни одного еврея. Из моей многочисленной еврейской семьи остались только одна мама и ее родители, остальные были убиты в годы Холокоста. Тут он заткнулся, не стал дальше развивать тему", – вспоминает Канайте.

Нападки были такими агрессивными, что учительница не выдержала – один за другим у нее случились два сердечных приступа. Канайте почти на три недели ушла на больничный. Вернувшись в вильнюсскую гимназию "Сантара", в которой работала, поняла, что жизни ей там уже не дадут. Вначале стыдливо, непонятно за что объявили выговор, потом заявили, что завуч будет ходить на ее уроки, а затем – что ей повторно придется пройти аттестацию.

"Возраст у меня уже не тот, когда можно воевать, учитывая начавшиеся проблемы со здоровьем. И под этим давлением я приняла решение уйти из школы. Очень тяжело мне далось это решение, потому что уходила в никуда. И до сих – с марта 2019 года – я безработная. Школы брать боятся. Но я и сама уже не хочу быть учителем истории. Ищу что-то подходящее в социальной сфере, может в библиотечной. Пока безрезультатно", – вздыхает Элла Канайте.

Главные по русофобии. Президент нашел покровителей внутри Литвы
На общественных началах она по-прежнему занимается правозащитной деятельностью, руководит Ассоциацией учителей русских школ, хотя не получает за это ни цента. Но из Литвы уезжать не собирается, хотя в том же Израиле у нее живет много родственников, которые готовы ее принять и помочь.

"Я тут родилась, в Литве мои корни, а то, что по маме я еврейка, а по папе татарка, это не мешает мне оставаться русской. Как сказал датчанин Владимир Даль, создатель знаменитого толкового словаря, национальность определяется не по крови, а по языку, на котором человек говорит и думает. Я воспитана на русской культуре, русской истории, русский для меня родной. И ничто не заставит меня покинуть Литву и отказаться от своих взглядов", – заключает Элла Канайте.