В нем консерваторам, которые были у власти с 2008 по 2012 год, напоминают о деле банка Snoras и приглашают в нью-йоркский суд, чтобы там они поведали, как в 2011-м вместе с тогдашним президентом Далей Грибаускайте банкротили один из крупнейших коммерческих банков Литвы.
Заявление председателя совета российского Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах Ярослава Богданова опубликовал портал "Внешнеэкономические связи".
В сообщении говорится, что уже в марте 2020 года в суде Нью-Йорка начнется разбирательство дела о национализации литовского банка Snoras. И в этом деле у Литвы есть шанс "попасть" на миллиардные штрафы.
Шаткость позиции Литвы обозначилась уже на стадии предварительного рассмотрения иска. Дело в том, что главным ответчиком по делу будет проходить бывший временный администратор банка Snoras на момент банкротства Саймон Фрикли. От него требуют предоставить документы, подтверждающие недостачу в 470 миллионов евро в капитале Snoras и обосновывающие национализацию и затем экспроприацию активов банка в казну Литвы. Как говорится в статье, Литва обжаловала в арбитраже этот запрос, но получила отказ. А значит, Фрикли обязан будет предоставить суду все документы. В противном случае его профессиональной репутации будет положен конец.
Напомним, что в период банкротства Snoras зарплата Фрикли составляла 140 тысяч евро в месяц. За такие деньги он ставил свою подпись под спешно разрываемыми на части активами банка. Скорость принятия в Литве законов о банкротстве Snoras в 2011 году поражала. От разработки законопроектов Министерством финансов, которым руководила Ингрида Шимоните, через процедуры рассмотрения в правительстве во главе с премьером Андрюсом Кубилюсом, а затем в Сейме, руководимом Иреной Дегутене, до подписи законов президентом Далей Грибаускайте проходили даже не дни, а часы. Столь слаженной работе позавидовали бы законотворцы всех времен и народов.
За одну ночь были разработаны и подготовлены поправки к семи (!) законам. А уже утром они единогласно (!) были рассмотрены кабинетом министров и утверждены Сеймом. Кто хоть мало-мальски знаком с процедурами работы парламента, скажет, что для такого дела обычно полугода маловато. Ведь любой законопроект рассматривается еще в комитетах и парламентских комиссиях. А тут слаженность в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, а также президента наводила на мысль о заранее подготовленной работе спецслужб, Генеральной прокуратуры, Банка Литвы, правительства, Сейма и лично Дали Грибаускайте.
Тогда же временным управляющим банком Snoras был назначен Саймон Фрикли, который незадолго до этого возглавлял детективное агентство Kroll. Именно этому агентству шведским правительством было доверено расследование законности происхождения средств компании "Конверс Групп" — главной компании бывшего владельца банка Snoras, гражданина России Владимира Антонова.
Именно на гражданстве Антонова до и после банкротства постоянно делала акцент президент Даля Грибаускайте. Мол, в то время, когда всей прогрессивной Европе во главе с Литвой угрожает порабощение "с Востока", русским деньгами не место на литовском рынке. Вот шведские Swedbank, DNB Nord и SEB Bank – другое дело. Только эти банки заслуживают доверия. Так что все действия властей Литвы имели четкую политическую подоплеку, а государство выступило в роли рейдера.
Много еще можно поведать интересного о том, как рвали на части Snoras. Там были не только политические, но и мелкие шкурные интересы правящих на тот момент консерваторов. Достаточно вспомнить, как вырывали деньги из уже мертвого банка сын и муж спикера Сейма Ирены Дегутене. А сколько еще и кому досталось из вскрытых сейфов и счетов – одному богу известно. Тут не то что колонку, а детектив в трех томах писать можно.
Поэтому дело в нью-йоркском суде, рассмотрение которого начнется уже в марте этого года, может затянуться на несколько месяцев, а может, и лет. Sputnik Литва обещает пристально, но беспристрастно следить за ходом дела.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.