29 ноября (16 ноября по старому стилю) верующие отмечают день памяти святого апостола и евангелиста Матфея – одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа.
Православная церковь почитает труды и значимость апостола Матфея дважды в год – помимо 29 ноября его вспоминают также 13 июля, но в составе Собора святых апостолов.
Святой Левий до встречи с Господом был мытарем, он собирал пошлины, налоги и подати. Затем он принял христианство и стал повсюду следовать за Христом. Написанное апостолом Евангелие (Евангелие от Матфея) стоит первым среди всех книг Нового Завета.
Рождественский пост 2020: когда начинается, как питаться, что нельзя делать >
Левий Матфей: от мытаря до святого
Матфей, именуемый также Левием, брат апостола Иакова Алфеева, сын Алфея родился в галилейском городе Капернауме в достаточно состоятельной семье. Однако будущий святой не пользовался любовью и уважением, потому что был мытарем – сборщиком податей для Рима, а евреи находились под властью Римской империи.
В те времена мытарство считалось греховным делом, а людей, которые вели такую деятельность, старались обходить стороной. Они считались корыстолюбивыми и жестокими, и иудеи воспринимали их как предателей и изменников. Слово "мытарь" стало в те времена синонимом слов "грешник" и "идолопоклонник". Даже говорить с ними простому человеку считалось грехом.
Однажды, во время очередного сбора податей, Левий Матфей услышал глас Иисуса Христа, который просил его следовать за ним, оставил свою работу и последовал призыву. Христос и его ученики посетили дом Матфея по его приглашению, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря, несмотря на то что они были не покаявшимися грешниками.
Матфей, осознав грехи, отдал тем, кого прежде обирал, вчетверо больше собранного, раздал остальное имущество нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя и был свидетелем страданий, смерти, воскресения Спасителя и вознесения на небо.
Апостольская деятельность Матфея
Согласно Священному писанию, в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух. Восприняв благодатные дары, апостолы отправились с проповедью в разные страны. Святой Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, оставшихся в Иерусалиме, апостол запечатлел в Евангелие земную жизнь Спасителя мира – Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42 году нашей эры на еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст не дошел до наших дней, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.
Апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. По преданию, на территории этой страны жили племена каннибалов, отсюда происходило еще одно ее название – Земля людоедов. Святой апостол своей словом обратил некоторых идолопоклонников к истинной вере и даже построил храм в городе Мирмены, в которой он усердно молил Бога об обращении эфиопов в христианство.
Во время одной из молитв, евангелисту Матфею в образе молодого человека явился сам Господь и велел поставить жезл у дверей храма. По замыслу, из этого жезла должно было произрасти дерево, а у его подножия должен образоваться источник воды. Эфиопы, омывшись этой водой и вкусив плодов дерева, изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими.
Направившись в храм, чтобы исполнить волю Божью, Матфей по дороге встретил жену и сына правителя этой страны, одержимых нечистым духом. Апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников, что рассердило правителя Эфиопии Флувиана. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, но воды не тронули мощи апостола. Сейчас мощи апостола покоятся в кафедральном соборе в итальянском городе Салерно.
Обычаи на Матвеев день
На Руси этот день называли Матвей, Матвеев день, "Матвей – зима, отпотей". В старину верили, что если в день апостола Матфея дует сильный ветер, то быть метелям и вьюгам до самого Николы Зимнего (19 декабря, по старому стилю – 6-го). Ветер в народном представлении был буйной и неконтролируемой стихией. Его часто представляли в образе могущественного старика, наделенного разрушительной мощью.
Считалось, что ветер не только может разрушить что-то, но и подорвать здоровье человека. Именно "по ветру" человек мог заболеть – именно такое представление было в старину о болезнях, которые передаются воздушно-капельным путем. Крестьяне верили, что из-за порывов ветра могут приключиться даже такие напасти, как грыжа, язва, удар, нарывы и другие подобные заболевания.
Кроме того, верили, что именно по ветру колдуны и ведьмы могут напустить порчу либо для мести какому-то определенному человеку, либо просто на какое-то имя. Считалось, что от первой из них невозможно вылечиться, а вот от второй можно спастись.
Верили также, что ветроносные килы – порчи, лихорадки – постоянно перемещаются в воздухе, но могут быть опасны только три минуты в каждом часу, выходя из дома, можно было спастись от них, произнеся специальные слова.
Также на Матвея в народе было принято ходить в гости. Люди в честь праздника накрывали стол. В это время, как известно, идет Рождественский пост, поэтому подавали только дозволенную церковными правилами пищу.
Следили в этот день и за погодой. Считалось, что, если облака идут низко – будет стужа. Если дует сильный ветер – нужно ждать метелей. Если дорогу заметет порошей, то снег будет лежать до весны.