15 ноября (2 ноября по старому стилю) православная церковь отмечает память святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними.
Акиндин, Пигасий, Анемподист служили придворными у царя Персии Сапора II и являлись тайными христианами. После того как начались гонения на исповедующих веру Христову, на них сделали донос монарху. Но даже перед его троном христиане не отреклись от веры, и он приказал бить их плетями.
Мученики проявили невероятное мужество и стойкость – даже Сапор II при виде такого зрелища упал в обморок, но истязаемые не издали ни крика, ни стона. После этого царь начал хулить Бога, однако мученики произнесли: "Да будут безгласны уста твои" – и Сапор онемел. Монарх впал в ярость и пытался жестами объяснить, чтобы святых бросили в темницу, но свита не понимала его.
Увидев чудеса, которые произошли на их глазах, некоторые придворные сразу же обратились в веру Христову, а один из палачей попросил прощения у мучеников. Даже один из высокопоставленных вельмож Елпидифор и мать Сапора уверовали во Христа.
Царь, поняв, что духовная благодетель Акиндина, Пигасия, Анемподиста и Елпидифора невероятно сильна и притягивает к ним даже язычников, объявил, что святым будут отрублены головы, но тела их можно будет предать погребению. Не пожалел царь даже собственную мать.
Когда святых вели за городские стены к месту казни, огромная толпа сопровождала их, прославляя Христа. Воины уничтожили, по церковным документам, около семь тысяч людей, шедших в этой процессии.
Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане, тайно пришедшие ночью к месту казни святых, нашли неповрежденные огнем тела святых мучеников и с честью погребли их.
На Руси этот день называли "Акиндин", "Акиндин и Пегасий","Пигасий", "житницы".
В старину приговаривали, что Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит. Это означало, что день все быстрее идет на убыль и надо отгонять темень, но делать осторожно, чтобы не спалить дом.
С этого дня наши предки с особым усердием заботились о свете и зерне в закромах и проводили различные обряды, связанные с ними. Например, в день Акиндина и Пигасия пытались задобрить овинника – духа, живущего в овине, оберегающего хлеб. Этот дух пришел в быт православных из славянских верований, однако крестьяне в старину по-прежнему относились к нему с уважением и опаской. Это почитание отражено даже в летописях. В честь праздника овиннику оставляли еду, например, горшок каши или свежеиспеченный хлеб и соль.
Также обязательно надо было благодарить овинника, если зерно и само строение оставались в целости и сохранности.
Уважение к овиннику было связано прежде всего с тем, где он обитал: а именно с овином, в котором хранились жизненно важные для крестьян запасы зерна, которые легко могли пропасть – например, сгореть или сгнить.
Также древние с почитанием относились к огню, который, как считалось, имел божественное происхождение и появился от меча архангела. Он стоял у ворот Рая, чтобы изгнанный Адам не смог вернуться обратно, но позволил ему взять огонь, от которого произошел весь огонь на земле.
Были в этот день и приметы, связанные с погодой. Например, считалось, что если в этот день выпадет снег, то не растает до следующей весны, а зима будет суровой. Если в этот день тепло – то и зимы ждать скоро не следует. Если слышен крик снегирей – скоро похолодает. Также мороз предвещали и частые полеты галок и синиц по двору.