ВИЛЬНЮС, 22 мая – Sputnik. Власти Литвы считают удачным, что съемки сериала "Чернобыль", посвященного аварии на Чернобыльской АЭС, проходили на территории страны, но не понимают, что создатели антисоветского сериала — телеканалы HBO и Sky — увидели в балтийской республике "идеальную декорацию советской жизни", пишет эксперт Александр Носович в статье для портала Rubaltic.ru.
Съемки мини-сериала проходили весной прошлого года в Литве. В качестве главного объекта выступила Игналинская АЭС, которую в настоящее время выводят из эксплуатации.
Автор подчеркивает, что выбор создателей картины неудивителен — Чернобыльская и Игналинская АЭС похожи. Их проектировали и строили одни и те же специалисты, на них установлены одинаковые ядерные реакторы.
Однако примечательно, что в качестве Припяти выступил не ее "литовский брат-близнец" Висагинас, а один из жилых районов литовской столицы — Фабийонишкес.
"Ключ к пониманию американо-английского сериала дает действительно удивительное, не оправдываемое ни логистикой, ни финансами, ни исторической достоверностью решение снимать уничтоженную чернобыльской катастрофой Припять в одном из спальных районов Вильнюса", — пишет эксперт.
Несмотря на то, что и Припять, и Висагинас строились "советскими архитекторами в соответствии с господствовавшими тогда представлениями об идеальной жилищной застройке", создатели сериала отказались от идеи съемок именно в этом литовском городе, подчеркивает Носович.
"В качестве советского города ядерщиков в "Чернобыле" предстали снятые нарочито мрачными и унылыми панельные "хрущобы" литовской столицы", — пишет он.
Как напоминает Rubaltic.ru, сами создатели проекта не скрывали, что это "политически ангажированный сериал, призванный выставить главным виновником аварии советское общество как таковое". При этом литовские власти в восторге от такого "подарка судьбы" — популяризации их антисоветской идеологии через массовую культуру.
Однако Носович ставит под сомнение наличие у Литвы повода для радости.
"Если учесть, что американцы и англичане выбрали Литву в качестве идеальной картинки серого, мрачного и унылого "совка", то радоваться-то особо и нечему", — пишет он.
Автор сравнивает литовские реалии со спальными районами Киева, которые, как и Висагинас, не приглянулись создателям "Чернобыля" в качестве советского жилого массива, — в отличие от Вильнюса. В заключение Носович отмечает, что приобретение Литвы сомнительно, так как тот факт, что идеальным воплощением "совкового" СССР антисоветски настроенным создателям сериала увиделась современная Литва, наводит на очень неприятные мысли об успешности ее "дороги в Европу".
В странах Балтии политическая элита регулярно заявляет о борьбе с последствиями "советской оккупации" и требует возмещения "ущерба". Россия подчеркивала, что у балтийских республик нет правовых оснований что-либо требовать. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова называла претензии Литвы, Латвии и Эстонии абсурдными.
Москва не раз заявляла, что присоединение Прибалтики к СССР в 1940 году не противоречило ни одному пункту международного права того времени. Между странами не было военного конфликта, а местные власти не препятствовали советским войскам войти на территории республик и выражали очевидное согласие. Кроме того, на протяжении советского периода на территории Литвы, Латвии и Эстонии действовали национальные органы власти. В МИД РФ подчеркнули, что, исходя из этого, невозможно рассматривать нахождение стран Балтии в составе СССР как "оккупацию".