Газ с Ямала и его "поход на восток" как старт коммерческой эксплуатации СМП

"Совкомфлот" и дальневосточная верфь "Звезда" должны подписать контракт на строительство еще четырех газовозов ледового класса для вывоза сжиженного газа с проекта "Арктик СПГ — 2"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Контракт будет касаться судов типа Arc7, необходимых прежде всего для осваивания именно "восточного направления". Суда должны быть сданы в эксплуатацию не позднее 2025 года, и данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения "восточного маршрута" с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке. И это, помимо решения текущих локальных задач (типа снижения себестоимости головного газовоза серии, который согласно контракту должен быть сдан в первом квартале 2023 года), подразумевает довольно простые и вполне прагматические выводы: к 2025 году должна быть обеспечена круглогодичная навигация и на восточном отрезке Северного морского пути, пишет автор РИА Новости Дмитрий Лекух.

Тоннаж имеет значение: как Россия будет завоевывать рынок СПГ в Европе

Сначала небольшие необходимые пояснения.

"Западный маршрут" для газовозов с Ямала, в общем, достаточно прост: через Карское море и новоземельские проливы (в первую очередь речь идет, безусловно, о проливе Карские Ворота между архипелагом Новая Земля и островом Вайгач, но есть и другие варианты) в незамерзающее Баренцево море.

Потом перегрузочный терминал либо в Норвегии, как сейчас.

Либо строящийся в настоящее время российский хаб неподалеку от незамерзающего порта Мурманск.

Далее, что называется, везде.

То есть, по сути, при круглогодичной навигации в этом направлении достаточно функционирования сравнительно короткой "ледокольной" части маршрута, и многие аналитики вообще полагают эксплуатацию на нем газовозов типа Arc7 избыточной. По крайней мере, "Новатэк" уже получил правительственное разрешение на эксплуатацию по этому направлению одиннадцати судов более низкого ледового класса Arc4 и Ice2, которые, по идее, вполне способны выдерживать график по так называемому круговому рейсу за двенадцать суток.

"Восточный маршрут" представляется куда более сложным.

В ту сторону Северный морской путь проходит через "мешки со льдом" сначала по Карскому морю, потом по Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морям с выходом в Тихий океан через Берингов пролив. И захватывает не только частично западный (до устья реки Енисей), но и весь восточный (начиная с Дудинки) сектор Арктики, куда более сложный в освоении и значительно менее доступный.

Литве предложили способ использования Клайпедского терминала СПГ

Для газовозов ледового класса этот вариант маршрута по Северному морскому пути будет заканчиваться на восточном побережье Камчатки — в знаменитой бухте Бечевинская. А теперь "Новатэк" совместно с французской Total и другими партнерами строит там огромный (заявленный объем перевалки камчатского хаба — 21,7 миллиона тонн в год) перевалочный терминал для продукции "Арктик СПГ". Круговой рейс для такого маршрута с Ямала должен будет для судов класса Arc7 составлять примерно двадцать пять дней даже без учета возможностей ледокола "Лидер", сдача которого в эксплуатацию ожидается только в 2027 году.

"Лидер" позволит увеличить скорость продвижения во льдах до десяти-двенадцати узлов. Тогда строительство перевалочного терминала на Камчатке позволит окончательно оптимизировать транспортную логистику при доставке сжиженного природного газа с ямальских месторождений потребителям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

И самое главное: строительство и круглогодичная эксплуатация этого хаба позволит решить главную "восточную" задачу проекта: в дальнейшем создать на базе перевалочного терминала новый независимый центр формирования цены на сжиженный природный газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Литве недолго осталось радоваться российскому СПГ по сходной цене

Именно для этого "Новатэк" и заключил еще в конце 2018 года предварительной договор с ССК "Звезда" на строительство четырнадцати судов-газовозов типа Arc7 для проекта "Арктик СПГ — 2".

В итоге уже ко второй половине следующего десятилетия мы можем смело говорить о комплексной коммерческой эксплуатации одного из самых привлекательных морских маршрутов вокруг евразийского континента. Из японской Иокогамы (именно ее принято считать отправной точкой коммерческих маршрутов) до незамерзающих портов Баренцева моря (прежде всего Мурманск) расстояние по Северному морскому пути составляет меньше шести тысяч (5570) морских миль. Если же идти через перегруженный Суэцкий канал, то пройти придется 12 840 морских миль: да, в куда более благоприятных условиях, но именно для этого и закладываются на дальневосточной верфи суда ледового класса. Такие, в частности, как газовозы типа Arc7, которые совместно с ледокольным флотом России в любом случае обеспечат коммерческую загрузку инфраструктуры Северного морского пути.