Заместитель председателя правления компании "Новатэк" Марк Джетвей 27 апреля сообщил, что одиннадцатый по счету танкер-газовоз ледового класса Arc7 покинул судоверфи Южной Кореи и начал переход в порт Сабетты. "Мы ожидаем, что к концу 2019 года получим оставшиеся пять танкеров ледового класса Arc7 для полной комплектации нашего флота из 15 таких танкеров", — рассказал Джетвей в ходе телефонной конференции для инвесторов.
Рекордные поставки российского СПГ в Европу, зима 2019
Цифры, приводимые Reuters, на первый взгляд казались подтверждением этой версии — если объемы поставок "Газпрома" в Европу в феврале 2019 года снизились по показателю "год-к-году" (данные 2019 года в сравнении с данными 2018-го) на восемь процентов, то с Ямала в Европу поступило 1,41 миллиона тонн СПГ, по индексу "год-к-году" продемонстрировав тысячи процентов роста. Все, рынок все порешал: частная российская компания "Новатэк" в конкурентной борьбе вот-вот положит на обе лопатки государственный концерн "Газпром".
Современная интерпретация сказания о Кощее Бессмертном
Когда читаешь новости об объемах поставок "Газпрома" на европейский газовый рынок в хронологическом порядке, невольно закрадывается мысль, что это какое-то современное изложение сказки о Кащее Бессмертном.
В 2007-2009 годах "Газпром" должен был убить магистральный газопровод "Набукко", по которому в Европу должен был хлынуть фантастический поток газа из Туркмении и Азербайджана. Проект "Набукко" в 2013-м тихо умер собственной смертью — и инвестиции оказались неподъемными, и с ресурсными источниками все оказалось неоднозначно.
В 2010 году вакантное место "убийцы "Газпрома" занял Катар — западные СМИ уверяли всех, что на свежепостроенные на европейском морском побережье регазификационные терминалы пойдут караваны газовозов, везущих в Европу ближневосточный СПГ. Караваны катарских газовозов в 2011 году действительно пошли — в Азию, где цены на СПГ взлетели на 40-50 процентов выше европейских.
Очередным "киллером "Газпрома" тут же было предложено считать магистральный трубопровод из Катара — через территории Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Турции по нему в Европу должен был в невероятных количествах начать поступать газ Южного Парса. Прекрасный проект, "паника в "Газпроме", победа злопыхателей была близка как никогда — но Башар Асад отказался подписывать договор о транзите. Сирия сорвалась в жестокую гражданскую войну, проект "арабского" газопровода ушел в анналы истории.
В постоянно редеющий строй "уничтожителей "Газпрома" встал мифический "американский СПГ" — о том, что такового не существует в природе, наш портал писал уже неоднократно. Но фантазии западных СМИ, пытающихся хоть как-то доказать реальность альтернативных поставок газа в Европу, предела нет — теперь они пытаются назначить в конкуренты "Газпрому" российский же "Новатэк". Тысячи процентов роста объемов поставок в Европу на фоне снижающихся объемов "Газпрома" — отличный аргумент, можно в очередной раз готовиться к неминуемой гибели российского государственного газового концерна.
Современная интерпретация сказания о Кощее Бессмертном превращается в бесконечный сериал, поскольку в данном случае дело не в утках с зайцем в сундуке, а в геологии и географии, которые никакой Reuters с заединщиками изменить не способны. Газовые месторождения на территории Европы выработаны практически полностью, а наращивать импортные поставки газа по самой оптимальной цене имеет возможность только Россия. Видимо, в связи с тем, что противники "Газпрома" оказались вынуждены смириться с этой данностью, джентльмены, сэры, месье и паны, напрягшись, нафантазировали версию "Новатэк" vs "Газпром". Давайте присмотримся к ней, вооружившись здравым смыслом и калькулятором, который поможет пересчитывать тонны СПГ в кубометры газа в обычном состоянии.
Калькулятор — орудие борьбы с фейковыми новостями
Поставленные в феврале 2019 году в Европу 1,41 миллиона тонн ямальского СПГ — это два миллиарда кубометров газа после регазификации. В принципе, дальше можно не продолжать, поскольку в 2018 году "Газпром" поставил своим европейским клиентам в сто раз больший объем — 201,8 миллиарда кубометров, если совсем точно. "Конкурент", поставляющий один процент газа, — уже можно улыбаться, так ведь это далеко не все.
Танкеры-газовозы ледового класса Arc 7, о которых говорит один из руководителей "Новатэка", — это российская классификация, а для всего прочего мира это газовозы отдельного класса, которому присвоили название Yamalmax. Никогда раньше судоверфи ничего подобного не строили, и совершенно очевидно, что, кроме "Новатэка", заказать такие суда может только "Газпром" — в том случае, если примет решение строить СПГ-завод в Арктике.
Дедвейт Yamalmax составляет 85 тысяч тонн, его длина почти 300 метров, ширина 50 метров, вместимость танков (криогенных емкостей под СПГ) — 172,6 тысячи кубометров, корпус и двигатель мощностью 45 мегаватт позволяют проходить по чистому льду толщиной до 2,1 метра. Такие суда могут круглый год без ледокольного сопровождения проходить на запад от Сабетты и в течение летнего навигационного периода в сторону Азии. Поскольку СПГ принято измерять в тоннах, то давайте сразу зафиксируем, что Yamalmax при полной загрузке может транспортировать около 100 тысяч тонн этого товара.
11 декабря 2018 года в присутствии премьер-министра России Дмитрия Медведева на заводе "Ямал-СПГ" была отгружена первая партия готовой продукции с третьей технологической линии, запущенной на год раньше предусмотренных сроков. "Ямал-СПГ" вышел на полную проектную мощность в 16,5 миллиона тонн СПГ в год, или в пересчете 1,375 миллиона тонн. Чтобы перевести такой объем продукции, требуется 14 рейсов Yamalmax.
Исходя из этой несложной арифметики "Новатэк" и согласовал календарный график строительства газовозов с южнокорейской судостроительной компанией Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering, на которой был размещен заказ на 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7. Без спешки, аккуратно под каждую новую технологическую линию "Ямал-СПГ"— Yamalmax значительно дороже обычных газовозов, брак тут недопустим. Да и не могут южнокорейские корабелы ускориться — судостроительные компании этой страны держат 74 процента мирового рынка строительства таких танкеров, а технологию производства ледовых газовозов больше пока никто не освоил, что не вызывает удивления, ведь заказчик-то ровно один на всю планету.
Вот и получился занимательный результат: третья линия "Ямал-СПГ" уже есть, а полного количества Yamalmax'ов нет. Где выход из этой ситуации? Остановить третью линию? Но это нелогично, какой тогда смысл был вводить ее в строй досрочно? Маршрут до рынка Юго-Восточной Азии на зимнее время из Сабетты — только вокруг всей Европы, затем через Суэцкий канал и так далее. Причина — толщина ледовых полей восточнее моря Лаптевых достигает трех метров, с таким льдом не справятся Yamalmax'ы, их не одолеют даже имеющиеся у России атомные ледоколы. Вот и остался только один путь — на запад, на европейский рынок, что мы с вами и наблюдали, что и дало пищу Reuters для сочинения очередной главы сказки о Кощее Бессмертном.
Несложный прогноз
Следующий отопительный сезон для Европы ознаменуется резким сокращением поставок СПГ с Ямала. Будут введены в строй все 15 Yamalmax'ов, вступят в силу все долгосрочные контракты, подписанные "Ямал-СПГ". Нет, какие-то объемы в Европу все равно будут идти — к примеру, подписан контракт с одной испанской компанией сроком на 15 лет, вот только никакой мифической конкуренции с "Газпромом" не будет и в помине. Испания — одна из немногих стран Европы, до которой не дотягиваются российские трубопроводные магистрали.
Возможно, часть ямальского СПГ будет сбрасывать на европейский спотовый рынок французская Total, которой принадлежит 20 процентов акций "Ямал-СПГ", но ничего долгосрочного для компаний из стран, куда идет российский трубопроводный газ, не предусмотрено. Грустно — сказание о Кощее Бессмертном все никак не может закончиться "победой добра молодца", но унывать повода нет. Западные СМИ придумают что-нибудь еще, заготовка уже имеется.
С учетом европейской истерики по отношению к российскому газу торговлю "Ямал-СПГ" в этом году вел достаточно изощренно: контракты подписывало не российское юридическое лицо, а еще один из акционеров завода — китайская компания Petrochina, "дочка" государственной CNPC. Да-да, согласно документам все выглядело зимой этого года именно так: Китай поставлял СПГ европейским потребителям, эдакий вот "газовый юмор".
Так что у Reuters и единомышленников практически уже готов новый поворот сюжета — вполне возможно, что этой зимой мы услышим историю о том, как Китай вышел на тропу войны с "Газпромом". Хотя это только предположение, джентльмены могут и что-нибудь еще более залихватское выдать, квалификация в сочинении фейковых новостей у них просто потрясающая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.