Изидьяр: совсем скоро Афганистан станет похож на Сирию

Только объединенные усилия соседних стран и прекращение борьбы за интересы могут спасти Афганистан от сирийского сценария, считает афганский политик Мохаммад Алам Изидьяр
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ВИЛЬНЮС, 8 фев – Sputnik, Александр Хроленко. Влиятельный афганский политик Мохаммад Алам Изидьяр в течение нескольких созывов занимает должность первого заместителя председателя верхней палаты парламента Афганистана.

Изидьяр считает, что некоторые круги в правительстве прямо или косвенно поддерживают "Талибан"* и создают почву для  перемещения нестабильности в соседние страны Центральной Азии.

- Господин Изидьяр, в России и других странах СНГ с большим вниманием относятся к тревожным событиям, происходящим в Афганистане. В России помнят ваши визиты и выступление в Совете Федерации в Москве. Вероятно, имеет большое значение дальнейшее развитие межпарламентского взаимодействия Афганистана с Россией, и в особенности с центральноазиатскими странами СНГ. Как вы оцениваете эту работу, и какого результата ожидаете?

- Спасибо, приветствую вас. Да, я был в российском Совете Федерации, и беседа длилась почти полтора часа. Происходящие в Афганистане события – продолжение войны, присутствие США и деятельность "Исламского государства"* на севере Афганистана – очень беспокоят регион, угрожают и России и всему миру.

Мы в Кабуле много думаем о развитии межпарламентских связей с соседями, не раз обсуждали это в парламенте и считаем, что без сотрудничества наших соседей невозможно восстановить мир в Афганистане. На пути к миру в нашей стране Россия играет значительную роль, и должна участвовать во всех переговорах по урегулированию. Афганистан нуждается в международном консенсусе.

Безусловно, мы – представители народа в парламенте – высказываем волю народа. То, что мы делали и будем делать в дальнейшем, имеет в основе мнение народа Афганистана, адресованное правительству. Мы надеемся на положительный результат. И межпарламентское взаимодействие может в значительной степени повлиять на процесс политического урегулирования проблем.

Наше видение двусторонних и многосторонних отношений мы ясно и четко изложили на двух конференциях в Москве и Сочи, в которых я участвовал. Мы также эффективно обсуждали международное взаимодействие парламента с политическими организациями, гражданским обществом. Мы стараемся продолжать и развивать дружеские отношения на международных конференциях, особенно тех, где обсуждаются темы борьбы с терроризмом, наркотиками и взаимодействие по этим направлениям между разными государствами.

Для афганского народа очень важно понимание, что талибы в Афганистане – это террористическая группировка. И мы не приемлем поддержки талибов со стороны любого из государств. И в российском Совете Федерации я предостерег российских коллег от опасности контактов с "Талибаном"*.

- Хотелось бы коснуться взаимоотношений между Афганистаном и Таджикистаном. Порой таджико-афганскую границу называют наиболее горячей в регионе, что вы думаете по этому поводу?

- Отношения между Афганистаном и Таджикистаном на уровне двух государств и народов очень хорошие и глубокие. Между нами много общего, начиная с культуры и языка. Укрепляются дружественные контакты, развивается приграничная торговля.

На уровне двух народов проблем нет. Однако тревожит активность террористов в приграничных горных районах, где создаются военизированные базы, логистическая система для перевозки наркотиков в Европу и в конечном итоге – условия для дальнейших террористических атак. Об этой повестке противника мы сообщили таджикскому государству.

Мы не видим принципиальной разницы между террористами группировок "Талибан"* и "Исламского государства"*, к примеру, в приграничном уезде Вардудж провинции Бадахшан.

Террористы помогают друг другу, и это угрожает не только Таджикистану, но и всем членам СНГ, включая территорию Кавказа и России. Мы все несем ответственность за безопасность страны и мира.

- На этом тревожном фоне все-таки развивается экономическое взаимодействие между Афганистаном и Таджикистаном. Страны участвуют в большом экономическом проекте, который может обеспечить недорогим электричеством северные провинции Афганистана , но здесь возникает проблема сохранности инфраструктуры. Как вы  считаете, возможно ли осуществление большого проекта?

- Да, региональная безопасность важна и в сфере экономики.  Есть еще проект железной дороги. Афганистан готов взаимодействовать по многим направлениям – с пользой для Таджикистана и других членов СНГ.

Государства и народы готовы к такому сотрудничеству. И, полагаю, ситуация в сфере безопасности не настолько плоха, чтобы мы не смогли обеспечить реализацию проекта.

Напомню, Афганистан и Индия уже построили гидроэлектростанцию "Салма" на реке Харирод. ГЭС способна вырабатывать до 42 МВт электроэнергии, и обеспечивать орошение 75 тысяч гектаров сельхозугодий.

- Скоро будет 30-летие вывода Советских войск из Афганистана. Как вы считаете, могла ли после этого события история Афганистана сложиться иначе? И каким вы видите будущее своей родины?

- Если бы советские войска остались в Афганистане, не думаю, что ситуация изменилась бы к лучшему. Вот, сейчас в республике присутствуют США, и много лет ничего не меняется…

Ввод войск в Афганистана – историческая ошибка СССР. Из этого до сих пор проистекают некоторые проблемы Афганистана, к примеру, влияние на государство партии "Джамаат-и-Ислами".

Прошлое надо оставить в прошлом, и я еще раз подтверждаю необходимость развития новых отношений между Афганистаном и Россией. Мы должны открыть новую страницу истории.

- И все же, каким вы видите будущее Афганистана?

- К сожалению, не так хорошо вижу будущее, потому что день за днем ситуация в Афганистане усложняется. Наши соседи разрозненно борются здесь за собственные интересы. До тех пор, пока эти государства не объединят усилия, не заключат соглашения, в Афганистане не будет мира.

Скорее, мы станем похожи на Сирию. Поэтому мы прямо заявили американцам, что они ничего не смогут сделать в одиночку, должны собраться все вместе. Ведь от Афганистана идет угроза всему миру.

* – Террористическая группировка, запрещенная в РФ.