ВИЛЬНЮС, 7 фев – Sputnik. Общеизвестно, что на зимних Олимпиадах литовские спортсмены никогда не блистали и за годы независимости страны (ни первой, ни второй) завоевать хоть какие-то медали так и не сумели.
Только в советское время литовским спортсменам удалось по-хорошему удивить мир на белых Играх. Причем в обоих случаях не обошлось без золота! В 1984 году биатлонист Альгимантас Шална занял первое место в Сараево в составе сборной СССР в командной эстафете. Через четыре года лыжница Вида Венцене в Калгари в индивидуальных гонках добавила золото и бронзу.
Все? Нет, не все. Оказывается, на первых послевоенных Играх-1948 в швейцарском Санкт-Морице олимпийским чемпионом стал Эд Римкус. Он выиграл золото в составе бобслейного экипажа-четверки сборной США. Этот американец с литовскими корнями в чем-то уникален, поскольку пришел в бобслей всего за год до ОИ-1948, а выиграв Олимпиаду, решил поставить для себя точку в этом виде спорта. Возможно, еще и потому, что через год на ЧМ-1949 в Лейк-Плэсиде во время соревнований двоек получил травмы, несовместимые с жизнью, бельгийский пилот Макс Убен. На Олимпиаде-1948 он тогда в четверке занял второе место, оставшись сразу за американским квартетом в составе с Римкусом.
Эдвард Уильям Римкус из семьи литовских эмигрантов родился 10 августа 1913 года в Скенектади (штат Нью-Йорк). Закончил колледж Сент-Лоуренс, играл в американский футбол, занимался легкой атлетикой. В 1938-м окончил университет с дипломом физика и впоследствии работал инженером в известной компании General Electric.
В конце 1946 года приятель уговорил его попробовать силы в бобслее. Его квартет занял второе место на чемпионате США в 1947 году, а на следующий год отправился на Олимпиаду в Санкт-Мориц как вторая четверка американской бобслейной сборной. В ее составе были пилот Фрэнк Тэйлор, разгоняющие Патрик Мартин, Билл д'Амико и Эд Римкус.
После первой попытки квартет Римкуса шел вторым, уступая только хозяевам Олимпиады швейцарцам. Во второй попытке у организаторов случился форс-мажор: прорвало водопровод и трассу залило водой. Четверка Тэйлора успела проехать до этой аварии и показать, как выяснилось, даже лучшее время. Это позволило второй американской команде выйти на первое место после первого дня соревнований и создать себе хороший задел в 1,4 секунды над шедшими следом сборными Швейцарии, Норвегии и первой командой США.
На следующий день, 7 февраля 1948 года, по итогам третьего заезда лучшее время показали две команды — США-2 и Норвегии, что позволило последней подняться на второе место.
В последней попытке экипажу Тэйлор, Мартин, Римкус, д'Амико оставалось только не допустить грубых ошибок. Они нарочно не стали сильно разгонять свой боб (хотя боб в те времена сильно отличался от современного) и постарались аккуратно пройти трассу, чтобы сохранить имеющийся перевес.
Это был самый медленный заезд второй американской четверки (только шестое время), но полученного ранее гандикапа вполне хватило для завоевания первого места в общем зачете. Серебро вырвали отлично проехавшие последнюю попытку бельгийцы во главе с Убеном, бронзу завоевала первая американская команда во главе с Джеймсом Бикфордом. Всего в соревнованиях четверок тогда приняли участие 15 экипажей.
Эд Римкус прожил долгую и насыщенную жизнь, скончался 17 мая 1999 года в возрасте 85 лет в Лонг-Бич (Калифорния).