Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто

История убийств, рабского труда, смерти и сопротивления — в материале Sputnik Литва
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ВИЛЬНЮС, 23 сен — Sputnik, Тимур Селиванов. День памяти погибших в Вильнюсском гетто проходит в Литве. Семьдесят пять лет назад часть уцелевших после многочисленных "чисток" евреев увезли из столицы в концентрационные лагеря, а часть — расстреляли. Об истории гетто Вильнюса рассказали основатель научно-просветительного центра (НПЦ) "Холокост" Илья Альтман и историк Павел Полян.

Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто

Рабы и хозяева

Стратегической задачей Третьего рейха было тотальное уничтожение евреев. В первую очередь ее выполняли подразделения СС, а также местные коллаборационисты. Летом 1941 года, еще до образования гетто, они расстреляли около тридцати тысяч вильнюсских евреев, преимущественно — больных и пожилых.

После этого эсэсовцы отправились вместе с действующей армией на восток, а Литвой стали управлять гражданские власти, подчиненные Третьему рейху. Их главной задачей было экономически поддерживать армию, поэтому евреев стали использовать как бесплатную рабочую силу. Им дали иллюзорную надежду: "Если вы будете хорошо работать, мы не тронем вас и ваши семьи". Тем не менее жителей гетто и расстреливали, и увозили в концлагеря.

Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто

Остальное население Вильнюса всячески убеждали в том, что евреи — это не люди и сочувствовать им и уж тем более помогать — нельзя. В оккупационной прессе на литовском и немецком языках появлялись статьи о том, как "неправильно" ведут себя некоторые литовцы, которые позволяют себе здороваться с евреями.

У нацистов был подход рабовладельцев: подневольным людям нужно дать какую-то отдушину. В гетто продолжали работать театр и библиотека — еще одна иллюзия нормальной жизни. А летом 1942 года произошло "невиданное событие" — евреям разрешили купаться в реке.

Премьера Израиля призвали дать отпор искажению истории Холокоста в Литве

Полицаи и подпольщики

В гетто по инициативе оккупантов возник орган власти — юденрат. Туда входили представители еврейской интеллигенции. Они расселяли жителей гетто по квартирам, следили за выполнением норм труда и санитарным порядком. Члены юденрата фактически были заложниками нацистов. Как только какой-либо нацистский приказ в гетто не выполнялся, в первую очередь погибали руководители "еврейского совета".

Частью вильнюсского юденрата была еврейская полиция порядка. Она участвовала в расстреле евреев в Ошмянах. Начальник полиции, а впоследствии председатель юденрата, Яков Генс считал: если евреи сами будут участвовать в депортации и уничтожении своих единоплеменников, то смогут сохранить жизнь большему количеству людей. Сохранилась речь Генса со словами: "Мой долг — пачкать свои руки, чтобы спасти молодых и здоровых узников". Его план провалился — подавляющее большинство жителей Вильнюсского гетто были уничтожены, а самого Генса расстреляли нацисты.

Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто

Третий рейх разработал безупречную психологическую тактику уничтожения. Выбранных для расстрела евреев предупреждали: "Вас переселят в другие районы, возьмите с собой продовольствие на три дня и теплую одежду". Люди уже знали, что с властями не шутят — на их глазах оккупанты совершали немало грабежей и убийств, поэтому быстро собирались в дорогу. А остальных узников гетто убеждали, что уехавшие действительно переселились и работают на новом месте, тогда как на самом деле их уже не было в живых.

История Вильнюсского гетто — это не только история гибели, но и борьбы. Там была создана одна из первых групп еврейского сопротивления — "Объединенная партизанская организация". Подпольщики распространяли листовки со словами: "Не пойдем как овцы на убой!". Ее автор, поэт Абба Ковнер, выжил и впоследствии свидетельствовал на суде по делу нацистского преступника Адольфа Эйхмана.

Когда немцы раскрыли организацию, они потребовали выдать им одного из ее руководителей, Ицика Витенберга, угрожая уничтожить все гетто. Его товарищи были готовы сопротивляться с оружием в руках, но Витенберг решил сдаться и покончил с собой в тюрьме.

Свидетели и герои

Первыми историками Вильнюсского гетто стали сами его узники — Авраам Суцкевер, Шмерке Качергинский и Мария Рольникайте. Сразу же после войны, в 1946 году, Суцкевер и Качергинский издали книги со своими свидетельствами на идише, а воспоминания Рольникайте "Я должна рассказать" были опубликованы по-русски в 1965 году. Эта книга до развала Советского Союза была одним из немногих советских источников о Холокосте.

Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто

В 2012 году Павел Полян переиздал текст Рольникайте с восстановленными фрагментами, которые не пропустила советская цензура. К авторскому тексту историк присовокупил тщательно восстановленную хронику событий Вильнюсского гетто. Полян рассказывает:

"То, что книга Рольникайте вообще вышла в советские годы — большая удача, однако все, что не вписывалось в картину советской идеологии, оттуда выбросили. Это было своего рода отрицанием Холокоста по-советски: дескать, погибшие во время Холокоста на территории СССР — не евреи, а абстрактные "советские люди".

Судьба Марии Рольникайте ничуть не менее яркая и поучительная, чем судьба Анны Франк. Тем не менее мне неизвестна ни одна литовская рецензия на эту книгу, впервые выпущенную без правок, — почему-то на родине Рольникайте на публикацию никто не отозвался".

Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто

Илья Альтман напомнил и о других именах забытых героев — литовцев Елены Кутергени и ее сына, Виктора Кутерги. Они подготовили список погибших в Литве евреев на осень 1941 года и через знакомую актрису-литовку передали этот документ в американское посольство в Стокгольме. Этот документ они подготовили с риском для жизни и были одними из первых, кто пытался рассказать миру о преступлениях нацистов.

Антисемиты и праведники

В последние годы благодаря публикациям Руты Ванагайте все активнее стала обсуждаться роль литовцев-коллаборационистов в геноциде евреев.

Альтман рассказывает: "Литовские евреи приветствовали приход Красной армии в 1939 году — она могла защитить их от нацистских преследований. Многие из них вошли в местную администрацию, заменив собой литовцев, политически неблагонадежных для Советов. Когда нацисты захватили Прибалтику, они "подсказали" местному населению: бывшая власть коммунистов — "жидовская власть", а значит, именно евреев нужно уничтожить".

"Некоторые литовцы поддались на эту пропаганду и увидели в евреях объект мести советскому режиму. Однако утверждать: "литовцы сами устроили Холокост" — неверно, хотя бы потому, что в Литве нашлись сотни праведников народов мира — людей, которые иногда ценой своей жизни спасали евреев", — поясняет руководитель НПЦ.

Память о катастрофе: 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто