Следующей весной один за другим нагрянут муниципальные, европарламентские и президентские выборы. Геополитическая обстановка тоже предвещает жаркий период, учитывая, что внутри Евросоюза нарастают разногласия из-за мигрантов, Brexit и выходок Дональда Трампа.
В этом сезоне Рамунас Карбаускис в парламентской комиссии по расследованию намерен поджарить своих противников, в первую очередь консерваторов и Далю Грибаускайте. И есть за что. Он хорошо помнит подозрительную политизированную ликвидацию банков Snoras и Ūkio, которые обвинялись в непрозрачных отношениях с российскими банками. При этом скандинавские банки и аналитик одного из них, Гитанас Науседа, только потирали руки.
Было бы не лишним расследовать и тот огромный ущерб, нанесенный всем нам, когда во время кризиса Грибаускайте в паре с тогдашним премьер-министром Андрюсом Кубилюсом от имени государства брали кредиты у частных иностранных банков в три раза дороже, чем соседи-латыши у Международного валютного фонда.
"Это месть! Расправа над противниками! Избирательные трюки!" — кричат противники такого расследования, обычно, кстати, консерваторы. Не без этого. Однако нельзя исключать вполне логичный аргумент, что мы, граждане этой страны и истинные ее владельцы, имеем право знать, что произошло в ней во время правления консерваторов. Мы должны знать своих "героев" в лицо.
Рамунас Карбаускис, который на "Пикнике свободы" в Каунасе решил дать сеанс одновременной игры в шашки почти 50 противникам и выиграл 44 (!) партии, и дальше продолжает доминировать на поле политических игр.
Было бы странно, если бы этот мастер комбинаций не воспользовался своим преимуществом , имея в Сейме фракцию из 54 человек. Перед ее притяжением не смогла устоять даже оппозиционная фракция "Порядок и справедливость", которая на этой неделе кинулась в объятия "крестьян" и соцдемов и подписала с ними соглашение о сотрудничестве. Таким образом, Карбаускис консолидирует свои ряды в рамках подготовки к осенне-зимним боям с ослабленной оппозицией.
Его отказ принять приглашение Грибаускайте сесть за общий стол вместе с ней и руководством других партий тоже говорит о многом. Мира еще не будет. Карбаускиса можно понять, потому что "миротворная" президент до сих пор во все стороны размахивала мечом, и есть много причин полагать, что теперь она умничает, поджав хвост.
Вполне вероятно, что это миролюбие Грибаускайте является вынужденным, поскольку ее ждет малоприятная очная ставка со спецкомиссией Сейма, которая намерена потрепать и так просевший авторитет президента.
Еще один неожиданный эпицентр жары — ситуация внутри партии консерваторов. Неожиданный, поскольку до сих пор ее примерный член Вигаудас Ушацкас, неоднократно говоривший о том, как искренне он поддерживает усилия молодого лидера Габриэлюса Ландсбергиса по возрождению партии, оказался еще одним политическим оппортунистом, который намерен "обновить партию", создавая ей альтернативу.
Как вы знаете, оппортунисты (англ. opportunity — возможность, шанс) постоянно ищут полезные для них возможности, независимо от интересов их окружения и коллектива. Вот и Ушацкас, почувствовав, что на президентских выборах он не победит будучи только консерватором, начал собирать сторонников, а по сути просто создавать новое политическое движение. Приглашая в него и консерваторов.
Конечно, это вызвало гнев дедушки Витаутаса Ландсбергиса, потому что вносит разлад в ряды пока еще влиятельной политической силы. К тому времени, когда "роты Витиса", создаваемые Ушацкасом по всей Литве, разгонятся, влияние консерваторов уменьшится, поскольку в их рядах может произойти раскол. В одной партии не может быть двух лидеров.
Вот почему Ландсбергис заговорил о "кровавом сезоне", который нас ожидает, и в очередной раз начал сыпать подозрениями о заговорах, угрожающих государству. Мол, новые беспартийные движения и избирательные комитеты создаются либо инфантильными политиками, либо иностранными спецслужбами, цель которых — дестабилизировать нашу страну.
Неудивительно. Консерваторы Ландсбергиса уже давно все демократические инициативы, предлагаемые кем-то другим, трактуют как антидемократические.
Еще одно поле битвы — экономическое. Цены на товары и услуги в стране растут, а правящие пообещали обуздать их до выборов. Первый удар Сейма (и президента) этой осенью планируется направить на стоимость услуг судебных приставов. И это логично, потому что, с одной стороны, судебные приставы — это не влиятельная группа общества, их легче обуздать, чем какие-то торговые центры, с другой стороны, их расценки достигли космических высот.
В общем, грядущие выборы, следующие друг за другом, уже раскаляют умы политиков. По факту раскалываются консерваторы, ранее казавшиеся монолитными. Ушацкас за непослушание может быть выброшен из партии уже этой осенью. Партия выберет кандидата в президенты, который решит, куда повернет Литва.
Прагматичный Саулюс Сквернялис с Карбаускисом не исключают восстановления нормальных связей с Россией. Другие фавориты президентской гонки — Гитанас Науседа, Вигаудас Ушацкас, Ингрида Шимоните — попытаются удержать Литву в роли американского вассала. Есть за что побороться…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.