Предприниматели без согласования с властями Литвы, Латвии и Эстонии осмелились выпустить в продажу майки с советской символикой, за публичную демонстрацию которой в Прибалтике грозит уголовная ответственность.
Спрос диктует предложение — это один из основных законов торговли и краеугольный камень капитализма. Об этом знают даже первокурсники ведущих университетов мира, не говоря уж о маститых менеджерах крупных американских компаний.
Вот и маркетологи Walmart прощупали рынок, опросили потенциальных покупателей и решили заказать пробную партию футболок. Да не простых, а в виде флага. Нет, не американского или британского, а… СССР. Видимо, в расчете на покупателей из постсоветских республик, в которых во времена Советского Союза поживали почти 300 миллионов человек. А это для предпринимателя-капиталиста огромный рынок сбыта.
Деньги не пахнут — еще один закон капитализма. И тут всякие сантименты не уместны. Кому-то нравится, а кому-то не нравится. Да, СССР раскололся как хрустальная ваза, и в трех его небольших осколках — Литве, Латвии и Эстонии — воспоминания о советском периоде сегодня вызывают нервную дрожь, иногда переходящую в истерику.
Но американские бизнесмены открыли справочники, информационные сайты и прочитали, что в трех русофобских республиках Балтии вместе взятых сегодня проживают не более пяти миллионов жителей. И не факт, что у всех пяти миллионов случается эпилептический припадок при виде красного полотнища с серпом и молотом. А то, что в Литве, Латвии и Эстонии советская символика приравнена к фашистской и ее демонстрация запрещена, так это не указ американским бизнесменам.
Что такое та же Литва, в которой менее трех миллионов жителей, в сравнении с США или Россией, где соответственно 327 и 150 миллионов жителей? В памяти сразу всплывают образы Слона и Моськи.
Но "Моська, знать, она сильна, что лает на Слона". Вот даже посол Литвы в США Роландас Крисчюнас, отложив все свои дипломатические дела, напрямую обратился к Walmart и строго потребовал изъять из продажи страшные футболки красного цвета.
"Решение демонстрировать и рекламировать символы, связанные с массовыми убийствами невинных людей, не могут и не должны оцениваться как обычный ход бизнеса. Реклама таких символов резонирует большой болью", — сказал глава литовской дипмиссии в письме к американской компании.
Литовскому дипломату вторят европарламентарии. Двое евродепутатов от Латвии, четверо от Литвы и трое от Эстонии. Итого аж девять человек из 751. Примечательно, что от трех стран Балтии в Европарламенте работает 25 депутатов (11 от Литвы, восемь от Латвии и шесть от Эстонии), а строгое письмо в компанию Waltmart подписали меньше половины.
Выходит, что даже в странах с официально утвержденной идеологией антисоветизма лишь треть жителей — сторонники запрета на демонстрацию советской символики. Остальных же вполне можно отнести к потенциальным покупателям красных футболок. А значит, американские менеджеры могут спокойно, без всяких рисков, заказывать у производителей новую партию футболок с серпом и молотом.
А балтийским политикам Waltmart должен выписать премию за широкую рекламу своей продукции. Ведь даже скандальное упоминание товара в СМИ — это еще одна форма рекламы. Об этом тоже знают первокурсники экономических факультетов ведущих университетов мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.