Не успел сервис "Яндекс.Такси" появиться в Литве, как литовский эксперт по России, политолог Марюс Лауринавичюс заявил, что это несомненно угроза национальной безопасности, поскольку руководители компании связаны с людьми, близкими к Кремлю. И в целом, как отметил Лауринавичюс, надо запомнить, что Литва находится в состоянии войны с Россией и, соответственно, любая российская инвестиция — особенно связанная со сбором информации — является потенциальной опасностью.
Дело дошло до того, что в ситуацию вмешались мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс и премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, который заявил: "По крайней мере я посоветовал бы не пользоваться. А институции, ответственные, помимо всего прочего, за нашу кибернетическую безопасность, должны ясно сказать, сколь это безопасно".
Угроза или не угроза
Действительно, мнение политических аналитиков и политиков — это одно, а позиция специалистов в области кибернетической безопасности — совсем другое. И они сказали свое слово.
Национальный центр кибернетической безопасности Литвы порекомендовал не пользоваться приложением "Яндекс.Такси", поскольку оно запрашивает доступ к большому количеству конфиденциальный информации и разрешение на использование различных функций электронного устройства, например на активацию камеры.
Таким образом, по мнению Министерства обороны Литвы, создаются условия для незаконного сбора личных данных, а серверы, на которых они будут храниться, в России. Короче говоря, все окажется в руках российских спецслужб, поэтому особенно важно, чтобы сервисом "Яндекс.Такси" не пользовались госслужащие. При этом откровения Эдварда Сноудена и другие скандалы, связанные с попаданием данных интернет-пользователей в руки западных спецслужб, Литву почему-то не заботят.
Казалось бы — чего же боле? Однозначно угроза. Оправдания и гарантии представителей "Яндекс.Такси" не в счет, они же правду не скажут. И все бы хорошо, все правильно, если бы не одно но.
Как известно, помимо Литвы компания работает в Латвии и Эстонии. Если исходить из литовской логики, оттуда ее должны были уже давно выгнать. Но вот незадача — глава отдела кибербезопасности Департамента государственных инфосистем Тыну Таммер заявил следующее: "Департамент государственных инфосистем не столь категоричен, как наши литовские коллеги, и никому не запрещает использовать приложение для вызова такси, в том числе служащим госучреждений".
Получается, кто-то ошибается, и было бы странно, если бы это была Эстония, которая находится в авангарде борьбы НАТО с киберугрозами.
В связи с этим вопрос: "В чем причина литовской истерии?"
Ни шагу назад
Чтобы ответить на него, надо попытаться понять, почему член Сейма, консерватор Лауринас Касчюнас обеспокоился тем, что киносеть Forum Cinemas показывает в Литве российскую анимационную комедию для всей семьи "Два хвоста" на языке оригинала без субтитров, в результате чего ее показ был прекращен.
Конечно, если действовать строго по закону, парламентарий прав. Но разве это случай, где нужна такая принципиальность? Наверное, нет. Сейчас тот же Касчюнас с коллегами по партии озаботился тем, что в школах нацменьшинств слишком мало литовского языка, хотя их ученики нередко владеют им лучше, чем сами литовцы.
Если добавить к этому приведенное выше высказывание Лауринавичюса, напрашивается простой вывод: сегодня для властей и проправительственных экспертов Литвы (не путать с рядовыми гражданами) практически все, что связано с Россией, плохо только потому, что это связано с Россией.
Обусловлен такой подход тем, что создание образа врага очень удобно с точки зрения борьбы за голоса избирателей — тем более что сражаться с Кремлем легче, чем, например, решать проблему эмиграции. Кроме того, надо выполнять указания "ястребов" в Вашингтоне — в том числе для того, чтобы Европа не вздумала помириться с Москвой.
Наконец, создается впечатление, что у литовского русофобского поезда просто отказали тормоза, и вжившиеся в роль критики России уже не могут отказаться от нападок на нее — даже самых нелепых — как от наркотика.
Тем временем приложение "Яндекс.Такси" в Литве в первые дни работы сервиса скачали около десяти тысяч человек, и это значит, что здравомыслящие люди в стране еще остались.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.