Таким образом прославившаяся острыми и часто неоднозначными высказываниями экономист бросает вызов компании кандидатов-мужчин. Хотя характер у нее намного более мужской, чем у некоторых мужчин, поэтому Аушра не позволит себя обидеть и будет бороться до конца.
Если, конечно, следующей весной ей удастся собрать 20 тысяч подписей избирателей, которые поддержат ее кандидатуру. Это довольно большое число, особенно с учетом того, что у Аушры нет сильной партии, которая могла бы взять на себя черновую организационную работу.
В 2015 году Малдейкене уже раз споткнулась: не смогла собрать и 100 подписей, чтобы стать кандидатом в дополнительных выборах на освободившееся место в одномандатном округе Жирмунай.
Успевшая сменить несколько мелких партий в качестве их кандидата, Малдейкене, словно Дон Кихот в юбке, вступает в борьбу с реальными и воображаемыми чудовищами — и все это без серьезной поддержки. Таков ее характер: индивидуалистка, может, даже эгоцентрик, поэтому ей трудно собрать слаженную команду или плавно влиться в уже существующую.
"Политика — это борьба идей", — так звучит второй из 95 тезисов Малдейкене, которые она, имитируя Мартина Лютера, объявила своей предвыборной программой. Можно похвалить кандидата за подобную формулировку, потому что наша политика действительно стала скучной, технократичной и бульварной.
У Малдейкене есть много идей, она настоящий их генератор, и это — главное ее преимущество, точно так же, как и ее экономическое образование, полученное в Московском государственном университете имени Ломоносова. Среди достаточно серой массы политиков Аушра выделяется эрудицией, бодростью, острым умом. А также стремлением к социальной справедливости.
Именно социальная справедливость и является ее основной идеей. Малдейкене уже давно запомнилась как экономист, который резко критикует жадность и нежелание наших бизнесменов делиться прибылью с работниками. Досталось от нее и профсоюзам за их медлительность, бюрократизм и смирение с бедностью.
Фирменный стиль Малдейкене — фронтальная атака против оппонента. Она никогда не лезет в карман за словом (помогает ее журналистский опыт) и бьет наотмашь, часто без всякой жалости, которой можно ожидать от католички, а именно ею она постоянно представляется. Неизвестно, как католическая душа Малдейкене справляется с этим противоречием — мечется между любовью к врагам и склонностью бить их мечом критики?
Вот недавно ей досталось от комиссии Сейма по этике за то, что одного из интернет-комментаторов она назвала "идиотом". Малдейкене пыталась защищаться тем, что он ее достал глупыми высказываниями, и тем, что первичное значение слова "идиот", появившегося еще в античные времена, — это "человек, который не интересуется политикой". Но комиссия по этике не впечатлилась ее научными познаниями. В этом конкретном случае я тоже не был впечатлен, потому что в наше время у этого слова абсолютно определенное оскорбительное значение.
Именно из-за ее острого языка журналисты охотно цитируют Малдейкене, она мелькает на телеэкранах страны. Но СМИ представляют ее с легкой иронией, вроде какой-то чудачки. Ну и ответьте мне, какая женщина — в здравом уме, без достаточного количества денег (всю жизнь только преподавала или писала статьи), без нормальной политической команды за спиной, только с двумя процентами в рейтинге поддержки — отважится на участие в президентских выборах?
И все равно хорошо, что у Литвы есть эта чудачка. Умная, образованная и, что очень важно, хоть и спотыкающаяся, но порядочная и смелая женщина, у которой нет авторитетов и которая не боится говорить вслух то, что чувствует. А чувствует она правильно.
Один из ее предвыборных тезисов гласит, что наибольшую опасность для Литвы представляет социальное неравенство между богатыми и бедными, а проблема политиков в том, что они просто привыкли обманывать.
Эти свои два процента Аушра отщипнет (если до этого соберет нужные 20 тысяч подписей, что уже станет достижением) от какого-нибудь левого кандидата, например еврокомиссара Витяниса Андрюкайтиса или европаралментария Вилии Блинкявичюте. Так им и навредит. Но поскольку оба этих кандидата по опросам обладают тремя-семью процентами поддержки, то вред будет невелик.
Зато в горячих предвыборных дебатах Малдейкене пощипает политическую и бизнес-элиты за их упрямство, нечуткость к проблемам выживания простых литовцев, снобизм. Естественно, Аушра удовлетворит потребность в большом внимании общественности.
Но мы же простим ей эту маленькую слабость? Ведь иногда лучше ошибающийся, но честный и порядочный человек, чем политические роботы, которые зазубрили заранее подготовленные и разжеванные для них специалистами по манипуляции общественным мнением заклинания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.