Узнав, что в Москве живет и работает актер, как две капли воды похожий на агента 007, корреспондент Sputnik Литва решил отыскать его и убедиться лично. Сходство с Джеймсом Бондом оказалось потрясающим.
Показалось, что и по-русски Нериюс Манкус говорит с акцентом. Язык своего отца — литовский — актер и правда знает, но русский для него тоже родной, а за акцент я принял манеру говорить медленно и с достоинством. Неслучайно в кино и рекламе его снимают исключительно в образе успешных и состоятельных людей, никуда не спешащих.
Но жизнь самого Нериюса не такая уж спокойная. Он пропадает на кастингах и съемках, разрываясь между заботой о троих детях и занятиями спортом, потому что хорошая физическая форма — его визитная карточка.
Вернуться в Литву не получилось
Нериюс родился в небольшом литовском городе Расейняй. Когда учился во втором классе, родители развелись и русская мама забрала его с младшим братом к бабушке под город Энгельс. Первое время Нериюсу было очень сложно адаптироваться в России — он практически не говорил по-русски, но постепенно втянулся.
"В Литву я решил вернуться, когда отслужил срочную службу в Советской армии. Кстати, был в спецвойсках в Африке — в Эфиопии тогда шла война, а мы помогали Менгисту Хайле Мариаму. Нет, я не воевал, а, как герой Бодрова в фильме "Брат", в штабе писарем сидел (смеется). Связистом я там был. Но полулегально — мы в Эфиопию в гражданке приехали, там не носили никакие знаки отличия и даже честь офицерам не отдавали, чтобы со стороны нельзя было понять, кто есть кто. По документам мы нигде не числились — так что официально в Африке я не был. И вот когда моя служба подходила к концу, понял, что заканчивается и Советский Союз. Нужно было выбирать, где жить. Тогда я поступил на актерский факультет в Литовскую государственную консерваторию, рассчитывая остаться в Литве", — рассказывает Нериюс Манкус.
Но окончить вуз он не успел — матери понадобилась помощь, и она попросила сына вернуться. Мечты об актерской профессии пришлось оставить. В Энгельсе Нериюс окончил колледж при Школе милиции и пошел работать в охранное предприятие. Перевозил из Москвы в Саратов компьютеры, ценные документы и деньги. Зарплата была хорошей, но и риск серьезный. Однажды на него с другом напали трое грабителей — преступники действовали по наводке, знали и маршрут инкассаторов, и сумму, которая была при них.
"Нас расстреливали в прямом смысле этого слова. До сих пор удивляюсь, что выжил. Меня ранило, но я оставался в сознании, не сдавался, не отдавал мешки с деньгами, тогда один из бандитов стал бить рукояткой пистолета мне по голове, пока я не отключился… Врачи с трудом смогли вытащить меня с того света", — вспоминает Нериюс.
От "мужа на час" к модели
"Как-то поехал я к отцу в Вильнюс и на обратном пути в поезде Вильнюс — Москва познакомился с женщиной, влюбился. Уехал к себе в Саратов, но мы с ней продолжали общаться, и через год она убедила меня переехать в Москву. Я начал строить грандиозные планы, но когда окунулся в столичную жизнь, понял, что никому здесь не нужен… Устроился охранником в крупный бизнес-центр, но спустя три года без объяснения причин меня вдруг уволили. Я оказался на перепутье: 38 лет, профессии нет, что делать? И тогда я пошел работать "мужем на час" — хорошо, что руки у меня есть", — говорит Нериюс.
Будущий актер и модель чинил мебель, сантехнику, вешал люстры. Знакомая убедила сделать портфолио, разнести фотографии по модельным агентствам.
"Сказала, давай попробуем, ты же ничего не теряешь. Подарила фотосъемку у начинающего фотографа. Я там что-то изображал: то с бокалом, то с сигарой. В паре агентств, к моему удивлению, фотографии взяли", — говорит Манкус.
"И вот я на очередном объекте — прикручиваю плинтусы, сверлю дырки, а мне звонят из агентства и предлагают прийти на кастинг. Объяснил хозяйке, зачем мне нужно отлучиться, она вошла в положение. Потом начались съемки. А у меня каждый раз руки в ранках, под ногтями цемент, волосы в пыли, через плечо сумка с перфоратором. Поэтому, как только сумма гонораров за съемки в рекламе стала перевешивать зарплату "мужа на час", я сделал выбор в пользу модельного бизнеса", — рассказывает Нериюс.
В этот момент Нериюс понял, что не зря учился в Вильнюсе на актера — навыки ему очень пригодились в модельном бизнесе. Но он все равно пошел на актерские курсы в театр-школу "АктэМ".
"Мы играем в спектаклях, выступаем на сцене особняка купца Носова на Электрозаводской. Моя первая хорошая роль, благодаря "АктэМу", — мистер Смит в пьесе Эжена Ионеско "Лысая певица". Автор — классик абсурда, когда я прочитал сценарий, понял, что ничего не понял. Как это вообще играть? Но у нас очень хороший режиссер Андрей Дроздин, и он помог мне разобраться. Вторым моим спектаклем стал "Любовник" по Гарольду Пинтеру, а третьим — "Централ-Парк Вест" Вуди Аллена. Последние два спектакля мы играем до сих пор", — говорит Манкус.
После "АктэМа" Нериюс пошел учиться в Щукинское училище, и в итоге мечту об актерском дипломе удалось осуществить.
В ожидании звездного часа
Сегодня Нериюс Манкус востребован, но в основном в съемках рекламных роликов и музыкальных клипов.
"Я хотел бы много сниматься в кино, но пока серьезных ролей нет. Сыграл в нескольких сериалах и авторском фильме, но роли были эпизодические и однотипные — я или герой-любовник, или муж-изменник, или американский шпион и обязательно плохо заканчиваю (смеется). Да, стоит мне надеть костюм или смокинг, мне тут же начинают говорить: "Ты же вылитый Бонд, должен его сыграть, езжай покорять Голливуд!" Конечно, должен, но разглядели бы меня режиссеры. И потом — я не верю, что наших актеров в Голливуде ждет карьера. Если они там играют, то злодеев", — уверен Нериюс.
Манкус часто ездит в Литву — к отцу и многочисленной литовской родне. Правда, уезжать надолго из Москвы у Нериюса уже давно не получается: виноваты частые съемки и кастинги. А пока актер ждет своего звездного часа, набивает руку на эпизодах — в фильмах, рекламе и клипах.
"Я как-то снимался в рекламе: в смокинге а-ля Джеймс Бонд должен был прыгать в стекло, которое разлеталось на мелкие осколки. На самом деле большая витрина была разделена на маленькие фрагменты, которые при соприкосновении с ними должны были разлететься. Вроде бы все просто, но попасть первый раз я не успел — каскадеры слишком рано дернули меня за страховку. Получилось со второго раза, но стеклами мне изрезало весь смокинг и поранило ноги. Даже не знаю, как лицо не пострадало. Хотя, честно скажу, мне самому было интересно исполнить этот трюк. Ради таких моментов и хочется работать", — говорит Нериюс Манкус.